Экспериментальная работа по коррекции профессионально важных качеств
личности руководителяСтраница 1
Приняв во внимание, те изменения, которые происходят с личностью руководителя в процессе профессионального роста, мы разработали тренинговую программу.
Одним из главных направлений подготовки специалистов и повышения управленческих знаний является внедрение методов активного обучения. Опыт показывает, что наиболее эффективными являются методы с непосредственным участием обучаемых. Такие методы приучают к самостоятельному мышлению, ориентации в сложной и быстро меняющейся производственной обстановке, приобретению навыков сбора и анализа материала, умению сделать самостоятельный анализ и дать рекомендации. К этим методам относятся деловые игры, тренинги, аутотренинги и конкретные ситуации.
В условиях резкого возрастания объемов информации важнейшим источником знаний в значительной мере становится непосредственная практика руководства трудовыми коллективами во всем ее многообразии и насыщенности примерами. Как показывает практический опыт, современному руководителю требуются не только системные знания по теоретическим аспектам управления, но и навыки практической работы. В то же время содержание деятельности и модель качеств менеджера; «команда» менеджера; мотивация персонала; стиль руководства; культура делового общения; проведение деловых переговоров, совещаний, бесед с подчиненными и др.
Именно эти темы, мы рассматривали на занятиях деловых игр, тренингов, лекций и конкретных ситуаций.
Программа тренингов состоит из двух этапов:
1. Аутотренинги, позволяющие снизить уровень нервно – психической напряженности и уровень реактивной и личностной тревожности. Включенные в занятия аутогенной тренировкой руководители разделялись на группы, в каждую из которых входило по 4 человека. Занятия проводились 2—3 раза в неделю в специально выделенных администрацией помещениях преимущественно сразу же после окончания рабочего дня или, в некоторых случаях, в обеденный перерыв. Продолжительность каждого занятия не превышала 20 минут.
Курс аутотренинга состоял из 20 занятий. В течение первых 10 занятий осуществлялся активный гетеротренинг — обучение приемам выполнения шести стандартных упражнений. После периода первоначального обучения часть руководителей выводилась из группы и переходила на самостоятельный аутотренинг под систематическим контролем, а те из пациентов, которые овладевали аутогенной тренировкой с задержкой, в довольно медленном темпе, продолжали заниматься гетеротренингом в основной группе.
Комплекс упражнений, использованный нами, состоял из следующих упражнений: 1) разучивание умения и упрочение способности вызывать ощущение тяжести в руках и ногах, 2) произвольное вызывание ощущения теплоты в руках и ногах, 3) произвольное вызывание способности ощущать характер и интенсивность сердечных сокращений, 4) овладение способностью произвольно регулировать ритм и глубину дыхания в течение длительного времени, 5) овладение способностью вызывать ощущение теплоты в области живота, 6) овладение способностью вызывать ощущение прохлады в области лба. При всей привлекательности и легкости способов аутотренинга овладеть им непросто. Для достижения тех или иных целей разработаны различные варианты аутотренинга. Важно выбрать тот вариант, который можно использовать наиболее эффективно, в зависимости от состояния здоровья, уровня подготовки. Самая трудная задача — овладеть навыками произвольного расслабления мышц, научиться управлять своим телом, давая мысленные команды.
Облегчить этот процесс помогло следующее упражнение.
В положении лежа тренирующийся последовательно напрягает различные мышцы, а затем расслабляет их. После напряжения расслабление мышц чувствуется гораздо лучше и вызывает более отчетливые ощущения. Надо «вслушаться» в них и запомнить, ибо, ощущения эти воспринимаются как приятная тяжесть и тепло.
«Я расслабляюсь и успокаиваюсь»,— медленно и спокойно говорит себе тренирующийся. При слове «я» — вдох, легкая задержка дыхания, как результат — легкое напряжение тела. На словах «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» — медленный выдох, сопровождающийся полным расслаблением мышц. Человек представляет себя засыпающим, может непроизвольно зевать и погружаться в приятное состояние покоя, релаксации.
Важно не только произносить формулы самовнушения, но и образно представлять их значение. Это намного усиливает эффект самовнушения.
Следующий этап — самовнушение чувства тяжести. Это трудная задача, и сразу решить ее удается не каждому. Сначала надо научиться вызывать это чувство в различных мышцах по очереди. Обычно мышцы тела условно подразделяются на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. В этой последовательности и внушают себе ощущение тяжести. Сначала: «Руки тяжелеют . Все больше и больше тяжелеют руки . Очень тяжелые руки .» Тренирующийся представляет, как руки наливаются свинцом или поднимают тяжелые многопудовые гири. Затем последовательно вызывается чувство тяжести в ногах, туловище. Образное мышление у каждого человека развито в разной степени, поэтому разным может быть и представление о вызываемых ощущениях, и время появления чувства тяжести в мышцах. Поэтому и формулы аутотренинга могут несколько отличаться. Повторять формулу-самоприказ нужно до того момента, пока не появится реальное чувство тяжести.
Психосоциальная диагностическая ось
Систематизация научных данных о факторах, предрасполагающих к формированию и хронизации пограничных психических расстройств, позволила ряду авторов отметить значимость социальных условий и особенностей микросреды для разных категорий больных. По мнению Ю.П.Лисицина (1995), именно эти факторы на 85-90 % определяют динамику патологических ...
Мотивация и адаптация личности
Влияние мотивации на адаптационную деятельность очень велико. Чем выше сила мотивации, тем успешнее проходит адаптация личности в группе. Однако мотив может характеризоваться не только как количественная величина (сильный - слабый), но и как качественная. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Внутренние мотивы имеют ...
Выдержка и самообладание в споре
Психологи установили, что если делается попытка навязать оппоненту свое мнение, резко отличающееся от его взглядов, то он по контрасту воспринимает предлагаемую ему противоположную точку зрения как неприемлемую. Именно поэтому не рекомендуется обязательно во всем противоречить противнику.
Иногда полезно согласиться с предлагаемыми дово ...


