Экспериментальная работа по коррекции профессионально важных качеств
личности руководителяСтраница 2
Овладевшие навыками формирования ощущения тяжести могут приступить к внушению чувства тепла. Необходимо подчеркнуть: в помещении не должно быть холодно, иначе эффект от аутотренинга получить не удастся.
«Руки начинают теплеть . Все больше и больше теплеют руки . Приятное тепло струится по рукам . Руки теплые .»,—повторяют тренирующиеся и вызывают в своем воображении сцены опускания рук в теплую воду или прогревания рук над теплым радиатором отопления.
После того как тренирующиеся испытали ощущение тяжести и тепла, приходит чувство покоя и расслабления. Это состояние можно углубить до ощущения дремоты и блаженства; «Все тело расслаблено . Весь организм отдыхает . Полный покой . Отдых . Легкое, приятное, дремотное чувство охватывает меня, как пуховое покрывало . Глубокий покой .» Такая релаксация оказывается великолепным отдыхом и дает телу новые силы, заряд бодрости.
Как правило, в этот переломный момент аутогенной тренировки можно
перевести себя в состояние сна.
Медленно, монотонно, сопровождая слова мысленными образами, несколько раз про себя проговаривая: «Сонливость усиливается . усиливается . Приятно тяжелеют веки . Приятно темнеет в глазах: . Я засыпаю . Спокойный глубокий сон . сон . сон .»
Самовнушенный сон особенно нужен людям после больших нагрузок, когда уставший человек остро нуждается в восстановлении сил. По просьбе Александра Е., Сергея И. и Алексея Н. нами был предложен вариант как можно восстановиться непосредственно в период больших физических нагрузок или в процессе умственной работы, наиболее подходящими в такой момент являются так называемые «паузы саморегуляции». Участники длительных совещаний, конференций, с успехом использовали предлагаемый вариант аутотренинга.
Обычно продолжительность такой «паузы» — около пяти минут. Первая, короткая часть паузы 15—20 секунд — подготовка к релаксации. Нужно выполнить три стандартных упражнения: потягивание с поднятием на носки и вытягиванием рук вверх; упражнение «ласточка», то есть равновесие на одной ноге с прогибанием туловища, отведением другой ноги назад и разведением рук в стороны; принятие стойки релаксации с расслаблением всех мышц. Стойка релаксации делается так: ноги чуть шире плеч, руки и голова опущены, все мышцы по возможности расслаблены, а глаза закрыты.
В первых двух упражнениях большинство мышечных групп растягиваются, а затем напрягаются. Их последующее расслабление достигается в стойке релаксации.
Вторая часть паузы длится 2—3 минуты. За это время нужно сформировать состояние релаксации для того, чтобы ускорить восстановительные процессы, происходящие в организме, а также повысить чувствительность к самовнушению. Делается это так. Оставаясь в стойке релаксации, нужно проговаривать про себя словесные формулы самовнушения, стремясь вызвать состояние релаксации. Поскольку время паузы ограничено, формулы должны быть по возможности краткими, включать 5—7 предложений. Например: «Мышцы расслаблены, я отдыхаю . Мышцы туловища приятно расслаблены, приятный покой . Мышцы шеи расслаблены, хорошее спокойное состояние . Мышцы лица расслаблены, глубокий покой . Все тело предельно расслаблено . Весь организм отдыхает и восстанавливается . Отдыхают мозг, нервы, мышцы . полноценный хороший отдых .»
Мышцы ног при этом расслаблять не следует — трудно тогда сохранять стойку.
Задача третьей части паузы — за 1,5—2 минуты настроиться и мобилизовать физические и психические возможности организма для выполнения основной работы. Необходимо мысленно сформулировать предстоящее задание, затем также мысленно выполнить его 3—5 раз. После этого нужно выйти из состояния релаксации и мобилизовать себя на предстоящие нагрузки, с помощью словесных формул, вызывая эмоциональный подъем, желание работать.
В четвертой части паузы полностью или частично имитируется конкретное задание, собственно сама работа.
Такая пауза служит своеобразной психологической тренировкой, способствующей быстрому восстановлению и более качественному выполнению профессиональных обязанностей. При этом человек учится управлять собственным состоянием и поведением. Во время беседы мы выяснили, что занимающиеся этим видом аутотренинга на первых порах после паузы саморегуляции могут чувствовать некоторую вялость, расслабленность, им трудно сразу включиться в работу. Поэтому на начальном этапе нужно несколько сокращать вторую часть паузы, в которой человек входит в состояние релаксации, не допуская сильного расслабления. Помочь «на выходе» могут такие формулы самовнушения: «Сейчас я мысленно выполняю эту работу .» (мысленно работа выполняется); «Я окунаюсь в ледяную прорубь . Мурашки бегут по телу . Дыхание частое, глубокое . Все тело сильное, упругое . Я весь заряжен энергией . Мышцы просят работы . Я как сжатая пружина . Открыть глаза! Вперед!»
Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития
На сегодняшний день проблема творчества тщательно изучена в педагогике и психологии, поэтому, рассмотрение интерпретации проблем креативности в отечественной и зарубежной психологии. ...
Позволительные и непозволительные уловки
Во время дискуссии спорщики нередко попадают в затруднительное положение и пытаются найти какой-то выход из него. Разберем наиболее типичные ситуации.
Например, один участник дискуссии привел довод, на который сразу трудно найти ответ, поэтому другой участник дискуссии старается незаметно для оппонента "оттянуть возражение". ...
Мозг «мужской» и мозг «женский»
«Если у мужчины чётко разграничены функции полушарий головного мозга, то есть левое отвечает за логическое мышление, а правое – за абстрактное, то у женщины и левое, и правое мало чем отличаются друг от друга».
Шейнов В. П.
Существует авторитетное мнение о существовании «мозга мужского и женского». Мужской гормон тестостерон в период ...