Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет
Страница 2

Материалы по психологии » Индивидуальные различия психологической готовности детей к обучению в школе » Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет

Задачи исследования:

1. Изучить уровень и особенности психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.

2. Обобщить и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

3. Проследить зависимость показателей исследования с индивидуальными особенностями детей.

Этапы исследования:

1. Определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

2. Обобщить и проанализировать полученные результаты.

3. Предположить возможные причины школьной дезадаптации.

Методики исследования:

1. Экспресс диагностика готовности к школе.

Авторы: Л.А.Венгер, Г.Г.Кравцов.

Методические рекомендации/ Под ред. Л.А.Венгера, Г.Г.Кравцова. – М., 1988.

Цель методики: изучить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

2. Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития.

Уровень физического развития определяет медицинская комиссия, а определение уровня личностного и умственного развития - задача дошкольного учреждения и школы.

Для этого из огромного количества методик были отобраны те, которые наиболее информативны, прогностичны, и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования в ситуации тестового испытания. Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным и интересным для ребенка.

Личностная готовность

Из всех характеристик и особенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра, сформированности которые нам кажутся наиболее важной для школьного обучения. Это:

· умение строить в адекватных системах обучения отношения с взрослыми;

· умение общаться со сверстниками;

· отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.Отношения со взрослыми:

К концу дошкольного возраста поведение ребенка становиться все более произвольным.

Наша цель – выявить уровень развития произвольности в общении с взрослыми. Это сделать можно разными путями. Например, использовать игру типа «Запрещенные слова», где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких - то заранее оговоренных слов. Ответы детей и их поведение во время подобной игры показывает, как ребенок воспринимает такой ситуации позиции взрослого, как понимает его «нелепые» вопросы, пытается ли ответить так, чтобы не нарушить правила игры. Дети, психологически не готовые к школе, обычно «честно» отвечают на любые вопросы взрослого и соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают во внимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер и отвечать на них надо соответствующим образом. Для них важно «правильность» ответов, а не соблюдение игровых правил. В предлагаемом наборе функцию оценки уровня произвольности в общении со взрослым выполняет субтест «Запрещенные слова» (Приложение 9).

Отношения со сверстниками.

Вторым важнейшим компонентом личностной готовности к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками.

Определить уровень развития общения ребенка со сверстниками можно в наблюдении за его совместной с другими детьми деятельностью и игрой.

Страницы: 1 2 3


Эпидемиологические данные, релевантные для этиологии
Во многих методически трудоемких, описательных эпидемиологических исследованиях, проведенных в различных странах мира было показано, что болезненность паническими расстройствами в течение всей жизни относительно постоянна и составляет 2,5-3,2%. Однако приступы паники без развития полной картины встречаются существенно чаще и в зависимос ...

Стиль руководства как фактор эффективности коллектива и одна из характеристик руководителя
Стиль руководства характеризуется тем, как руководитель воздействует на свой коллектив, чтобы на основе широкого развертывания инициативы и активности подчиненных высокоэффективно реализовать цели, стоящие перед коллективом. Понятие стиля руководства охватывает широкий спектр действий. Эти действия в решающей мере определяются способнос ...

Исследования
О динамике семейных ценностей говорят результаты европейского исследования, начавшегося еще в 1978 году (к 2000 году в нем участвовало 33 страны, в том числе Россия; было опрошено 40000 человек.). Они подтверждают представления о том, что традиционные семейные ценности, такие как стабильный брак, наличие детей, их «центральность» в жизн ...