Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников
Страница 4

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников

Вывод

Итак, под интересом в психологии понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности. Интерес всегда так или иначе связан с эмоционально окрашенным мышлением и познанием объективно реальности. Такое отношение к познанию мира обуславливается, также функциями внимания, памяти, воли подростка, поэтому интерес служит одним из составных частей творчества человека. Знания при наличии устойчивого интереса усваиваются основательно и прочно, а при отсутствии интереса ребенок усваивает учебный материал с трудом, легко и быстро забывает. Качества интереса могут быть охарактеризованы широтой, глубиной, устойчивостью, силой и т.д. Развитие интереса у подростков определяется множеством причин, среди которых следует выделить интересы окружающих, близких ребенка, условия воспитания в школе, а также его собственную активность.

В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. У старшеклассников познавательный интерес занимает различное положение в структуре мотивов учения, чем в значительной мере определяется характер и результативность учебной деятельности.

Именно в старшем подростковом возрасте дети начинают связывать интерес к предмету с внешкольными интересами, то четко выражается в посещении ими различных секций при домах пионеров, культуры, дворцах, клубах. Однако интерес детей этого возраста характеризуется неустойчивостью, которую нельзя считать абсолютно отрицательной чертой подросткового возраста. Дети этого возраста «примеривают» себя к той или иной деятельности, ищут себя, поэтому их интерес к неопределенному, неизвестному тоже является необходимым компонентом развития интеллектуального уровня учащихся 7—8 классов. Заметно возрастает интерес подростков к происхождению живого, будущему человечества, к проблемам мирознания, что проявляется в их попытках по-своему объяснить явления окружающего мира. В этом возрасте наблюдается возрастание интереса детей к художественной литературе, театру, кино, к новейшим течениям в области музыки. Учителю очень важно суметь показать подлинную, красоту искусства, научить детей различать временное и мимолетное от истинно народного, общечеловеческого в культуре вообще, не выделяя его отдельные элементы. Одним словом, интересы детей к 7—9 классу начинают дифференцировать, что определяет некоторое сужение их объема и направленности.

В старших классах интересы школьников к школьным предметам и внешкольной деятельности связаны с вопросами личного самоопределения в жизни. У юношей и девушек по сравнению с подростками углубляется интерес к внутреннему миру человека, к его ценностям, образу жизни. Исходя из цели самоопределения, старшеклассник оценивает мир, друзей, литературу и искусство. Проблема самоопределения обуславливает круг его интересов, знакомых, отношение к учебе и внешкольным занятиям.

Страницы: 1 2 3 4 


4-й этап. Общие переживания
Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужны ...

Причина обращения к средствам массовой информации
Согласно исследованиям E.Katz, M. Gurevitch и S.Haas (1973) можно выделить 35 потребностей [29], лежащих в основе обращения человека к СМИ, которые могут быть объединены в пять категорий: 1) когнитивные потребности (в информации, знании, понимании); 2) аффективные потребности (эмоциональные и эстетические переживания, потребности в уд ...

Защитные механизмы (По З. Фрейду)
От внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием опасной ситуации, пока в дальнейшем не появится достаточно сил, чтобы устранить угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя сбежать невозможно, при внутренней опасности никакое бегство не помогает, и потому защитные механизмы «Я» призваны искажать вн ...