Программа деятельности
педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьниковСтраница 1
Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где использовались методики, позволяющие выявить особенности развития у них познавательных интересов.
Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.
Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании — сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. Процесс обучения в школе — главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.
Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в современной школе имеют познавательно-практическую направленность, т.е. они дают учащимся знания о родном языке и литературе и формируют у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык и литература выполняют и общепредметные задачи.
Задачи программы
1.Подобрать задания на развитие познавательных интересов старших
школьников на уроках русского языка и литературы.
2.Повысить уровень развития познавательных интересов у старших
школьников на уроках русского языка и литературы.
3. Воспитать учащихся средствами данных предметов, развить их логическое мышление, обучить школьников самостоятельно пополнять знания по русскому языку и литературе, формировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Содержание программы
Развитие познавательных интересов
№ |
Содержание деятельности |
Формы и методы |
Методическое сопровождение |
1 |
Формирование общеучебных компетенций |
Внеклассное мероприятие «Путешествие по литературным произведениям» |
Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе. – с. 75-77 |
2 |
Развивать логическое и творческое мышление |
Изложение с элементами сочинения |
Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 25-26 |
3 |
Развивать творческое мышление |
Домашняя работа по русскому языку |
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе, с.35-37 |
4 |
Развитие критического мышления |
Виды придаточных предложений |
Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 68-70 |
5 |
Развивать творческие и познавательные интересы |
Урок-задание – Развитие творческих и познавательных интересов на тему: «Работа над ошибками» |
Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 80-83 |
6 |
Развивать познавательный интерес к истории России |
Урок-праздник "Ради жизни на земле" |
Орехова Г.А.Эхо военных лет, с. 135-141 |
7 |
Формировать интерес к чтению и изучению литературы |
Уроки на свободные темы урок–диспут урок рекомендации произведения урок–спектакль урок–интервью урок–эссе интегрированный урок урок–конференция и т. д. Формы проведения читательских конференций могут быть разными: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча. |
Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв. Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия |
8 |
Развитие ценностных ориентаций учащихся в школе |
Тест К чему я стремлюсь в жизни |
Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков |
9 |
На развитие личности подростка |
Тест Автобиография будущего |
Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков |
10 |
Развитие познавательных интересов |
Опросник «Портрет идеального ребенка» |
Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков |
11 |
Классическая музыка |
Лунная соната (Бетховен) Ballade pour Adeline A comme Amour К Элизе (Бетховен) |
Ричард Клайдерман Ричард Клайдерман Ричард Клайдерман Ричард Клайдерман |
Агрессивное поведение у подростков. Специфика агрессии
в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увели ...
Теоретические аспекты развития интереса старших школьников. Познавательный интерес как естественный двигатель
поведения у старших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. имеет значение, важно) — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоционально ...
Застенчивые дети
Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выраже ...