Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников
Страница 1

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где использовались методики, позволяющие выявить особенности развития у них познавательных интересов.

Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы.

Пояснительная записка

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.

Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании — сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. Процесс обучения в школе — главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в современной школе имеют познавательно-практическую направленность, т.е. они дают учащимся знания о родном языке и литературе и формируют у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык и литература выполняют и общепредметные задачи.

Задачи программы

1.Подобрать задания на развитие познавательных интересов старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

2.Повысить уровень развития познавательных интересов у старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

3. Воспитать учащихся средствами данных предметов, развить их логическое мышление, обучить школьников самостоятельно пополнять знания по русскому языку и литературе, формировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Содержание программы

Развитие познавательных интересов

Содержание деятельности

Формы и методы

Методическое сопровождение

1

Формирование общеучебных компетенций

Внеклассное мероприятие «Путешествие по литературным произведениям»

Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе. – с. 75-77

2

Развивать логическое и творческое мышление

Изложение с элементами сочинения

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 25-26

3

Развивать творческое мышление

Домашняя работа по русскому языку

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе, с.35-37

4

Развитие критического мышления

Виды придаточных предложений

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 68-70

5

Развивать творческие и познавательные интересы

Урок-задание – Развитие творческих и познавательных интересов на тему: «Работа над ошибками»

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 80-83

6

Развивать познавательный интерес к истории России

Урок-праздник "Ради жизни на земле"

Орехова Г.А.Эхо военных лет, с. 135-141

7

Формировать интерес к чтению и изучению литературы

Уроки на свободные темы

урок–диспут

урок рекомендации произведения

урок–спектакль

урок–интервью

урок–эссе

интегрированный урок

урок–конференция и т. д.

Формы проведения читательских конференций могут быть разными:

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

литературная встреча.

Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв.

Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия

8

Развитие ценностных ориентаций учащихся в школе

Тест К чему я стремлюсь в жизни

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

9

На развитие личности подростка

Тест Автобиография будущего

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

10

Развитие познавательных интересов

Опросник «Портрет идеального ребенка»

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

11

Классическая музыка

Лунная соната (Бетховен)

Ballade pour Adeline

A comme Amour

К Элизе (Бетховен)

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Страницы: 1 2


Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте
В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные каче ...

Приложения
Приложение А Диагностика по математике в подготовительной к школе группе 1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности 2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого 3. Умение использовать для записи сравнения зна ...

Наши поступки в общении
Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Мы рассмотрели вопросы нашего видения и понимания людей. 1НО необходимо еще ответить на вопрос, как мы понимаем их действия и не только потому, что человек лучше виден через свои покупки (как говорил Г.Гете: "Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик& ...