Заключение
Страница 1

Итак, система влияния школы на познавательные интересы учащихся во многом определяется психологическим климатом в педагогических коллективах, способностью и готовностью работников школы к постоянному педагогическому поиску. И в этом источник вдохновения для решения тех современных задач, которые поставлены перед школой «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Пробуждение любознательности, воспитание и развитие познавательных интересов и потребности в самообразовании — сложная проблема и важнейшая задача школы, с особенной очевидностью встающая в настоящее время. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Существуют признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:

1. Познавательный интерес — наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.

2. Познавательный интерес как мотив учения “раньше и более осознаётся школьниками”.

3. Познавательный интерес как мотив носит “бескорыстный характер”.

4. Познавательный интерес, “создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат”.

5. Познавательный интерес, развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.

Процесс формирования и развития глубоких познавательных и нравственных интересов и потребностей у учеников современной школы происходит при использовании в работе педагога-психолога таких форм и методов работы как самостоятельная работа учащихся, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; проблемное обучение; эвристическое обучение; обучение с компьютерной поддержкой; применение мультимедиа-систем; использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах); тестирование знаний, умений; показ достижений обучаемых; создание ситуаций успеха; соревнование (с товарищами по классу, самим собой); создание положительного микроклимата в классе; доверие к обучаемому; отношение педагога к своему предмету, обучаемым; гуманизация школьных отношений уроков, внеклассных мероприятий, совместная работа школы и семьи, разработка конкретного дидактического и методического материала, познавательных бесед, вечеров, дискуссий, написание рефератов, докладов, сообщений научно-исследовательский творческая тематика докладов, рефератов, четкие требования к их подготовке, подбор научно-педагогической литературы, планы и программы творческих семинаров, задания для самостоятельной работы различной степени трудностей, организация дискуссий смотр-конкурс лучших работ учащихся по различным предметам, консультации сильных для учеников, отстающих в учении, приемы создания эмоционально-нравственной ситуации, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, учебные дискуссии, создание в учебном процессе ситуаций успеха.

Творческое совершенствование системы школьного обучения и воспитания в связи с этим приобретает особое и непреходящее значение.

В экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика «Диагностика личностной креативности», «Диагностика направленности учебной мотивации», «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов. Данные диагностические методики были проведены с целью выявления познавательных интересов старшеклассников.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по повышению уровня внутренней мотивации старшеклассников и развитию познавательных интересов, нами была разработана программа деятельности педагога-психолога по повышению уровня познавательных интересов. Основными направлениями в данной программе явилось: повышение уровня развития познавательных интересов у старших школьников. В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: уроки, внеклассные мероприятия, тесты, задания на развитие познавательных интересов.

Страницы: 1 2


Рекомендация по исправлению ошибок письма
Для того чтобы у учащихся не появлялись ошибки в письме, необ­ходимо выработать у них привычку контролировать грамматическую и смысловую стороны написанного, также возможно введение новых методик по совершенствованию навыков письма; учитель может также предлагать новые интересные упражнения (например, написать небольшое письмо своему ку ...

Как завоевать внимание аудитории
С.Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно читать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного Предложения, и если он ...

Особенности личностного развития старших школьников
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Мы предлагаем рассмотреть некоторые особенности личностного развития ли ...