Вопросы в споре и виды ответов
Страница 1

Психология делового общения » Вопросы в споре и виды ответов

Способность полемистов правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос позволяет уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять его отношение к обсуждаемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полемиста.

В главе II мы достаточно подробно рассмотрели виды вопросов, которые позволяют получить необходимую информацию в деловых беседах и переговорах. Здесь мы еще раз остановимся на этой проблеме для того, чтобы показать, какую роль играют вопросы в споре, какие из них употребляются наиболее часто и как они используются для достижения победы.

Немецкий философ И.Кант писал:

"Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего'он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето".

Вопросы различаются и по форме. Если их предпосылками являются истинные суждения, то вопросы считаются корректными (правильно поставленными).

Некорректными (неправильно поставленными) считаются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения.

.Например, во время одной дискуссии некой девушке поставили следующий вопрос: "По каким проблемам вам чаще всего приходится ссориться со своими сверстниками?" Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, ссорится ли вообще девушка со своими сверстниками, а потом уже, при положительном ответе, уточнить, по каким проблемам.

Герой одного из рассказов М. Салтыкова-Щедрина рассказывает:

"Есть у меня приятель-судья, очень хороший человек. Пришла к нему экономка с жалобой, что такой-то писец ее изобидел: встретившись с ней на улице, картуза не снял . Подать сюда писца.

- Ты по какому это праву не поклонился Анисье?

- Да помилуйте, ваше высокоблагородие .

- Нет, ты отвечай, по какому ты праву не поклонился Анисье?

- Да помилуйте, ваше высокоблагородие .

- Нет, ты отвечай, по какому ты праву не поклонился Анисье?

- Да помилуйте, ваше высокоблагородие .

- Ты мне говори: отвалятся у тебя руки? А? Отвалятся?

- Да помилуйте, ваше высокоблагородие .

- Нет, ты не вертись, а отвечай прямо: отвалятся у тебя руки или нет ?

La question ainsi carrement posee1, писец молчит и переминается с ноги на ногу. Приятель мой во всем блеске заслуженного торжества.

- Что же ты молчишь ? Ты говори: отвалятся или нет ?

- Нет, - отвечает подсудимый с каким-то злобным шипением.

- Ну, следственно ."

Как видим, рассуждения судьи не отличаются строгой логикой. Подменяя один вопрос другим, он ставит писца в неловкое положение и вынуждает его согласиться с ним, хотя подсудимый делает это с явным неудовольствием. Вопрос: "Отвалятся у тебя руки или нет?", по сути является некорректным, не имеющим никакого отношения к предмету разговора. С подобными ситуациями приходится стал киваться и в публичных спорах.

Кроме того, в вопросах отражается отношение к говорящему, стремление либо поддержать, либо дискредитировать его и высказанные им суждения в глазах присутствующих.

Вспомним одного из героев повести С.Антонова "Дело было в Пенькове", главный интерес которого при посещении лекций заключался в возможности задавать приезжим ученым людям вопросы:

"Шла ли речь о новом романе, о планете Марс или мерах борьбы с глистами, он всегда спрашивал в конце одно и то же: "Что такое нация?" Ответ дедушка знал назубок и радовался, как маленький, если лектор отвечал своими словами или вообще под разными предлогами увиливал от ответа. "Срезал, - радостно хвастался дедушка, - гляди-ка, у него полный портфель книг, а я его все-таки срезал!"

Страницы: 1 2


О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения
Наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в Павловском его понимании, получил метод лабораторного эксперимента, который, по мнению его сторонников, позволяет максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временн ...

Социально-психологические особенности современного брачного поведения мужчин и женщин
Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом (Вейнишер О., 1991; Абибукова Н.И., 1996; Фрейд З., 1997; Берн Ш., 2001). Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее ...

Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте
Большинство современных ученых считают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматривают приспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонники стадиального развития считают, что в этом возрасте появляются новые структуры или образования, которые основываются на структурах и образованиях предыду ...