Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Материалы по психологии » Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха » Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Исходным положением в разработке проблем воспитания аномальных детей следует считать признание непреходящего значения для всех этапов развития человека именно того периода, когда закладывается фундамент его личности, т. е. раннего и дошкольного возраста. Опираясь на принятую в советской психологии периодизацию психического развития (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев), рассматривая возраст детей до 3 лет и от 3 до 7 как наиболее важный для созревания всех психических функций и процессов, для формирования нарушенных функций, специалисты в области дефектологии осознают всю ответственность за правильную организацию коррекционно-восстановительной работы с аномальными детьми в раннем и дошкольном возрасте.

Идеи Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии аномального ребенка уже нашли многократное подтверждение и доказали свою правомерность в системе специального обучения. Однако подлинную плодотворность этих идей можно оценить только при разработке специального содержания обучения и методов работы с аномальными детьми дошкольного возраста, у которых в спонтанном развитии не формируется ни один вид деятельности и только в русле целенаправленного воспитания, совершается становление и развитие основных психических процессов[9].

Опираясь на периодизацию психического развития ребенка, в основу которой положено представление о соответствии каждому возрасту ведущего типа деятельности, и используя идею Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, специалисты по дошкольному воспитанию аномальных детей разработали оригинальные методики обучения игре, изобразительной деятельности, речи, способствующие реализации деятельностного подхода. При этом исследование различных психических процессов у детей (восприятия, мышления, речи и др.) и особенностей становления самой деятельности осуществлялось как «моделирование процесса развития»[10].

Исследование особенностей психического развития детей-дошкольников с нарушениями слуха и интеллекта, определение возможностей своевременного коррекционного воздействия на дефект осуществлялось авторским коллективом с позиций фундаментальных положений Л. С. Выготского о системном подходе к анализу психики, о структуре дефекта при аномальном развитии (определенном соотношении первичных, ядерных, биологических нарушений и вторичных, социальных, отклонений в развитии).

Раскрыв структуру вторичного синдрома при умственной отсталости как недоразвитие «высших психических функций», а именно «высших форм памяти, мышления, характера слагающихся и возникающих в процессе социальное развития ребенка», Л. С. Выготский указал тем самым и пути лечебно-педагогического воздействия: «Центр тяжести должен быть перенесен с воспитания низших на воспитание высших психических функций». Такая направленность всей работы с аномальным ребенком на развитие высших психических функций, а именно на развитие памяти, достаточно тщательно и последовательно раскрыта[11].


6-й этап. Добрые слова и пожелания
Мы уже говорили о том, что самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов программы было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуац ...

О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения
Наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в Павловском его понимании, получил метод лабораторного эксперимента, который, по мнению его сторонников, позволяет максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временн ...

Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста. Особенности младшего школьного возраста
На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. ...