Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Материалы по психологии » Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха » Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Исходным положением в разработке проблем воспитания аномальных детей следует считать признание непреходящего значения для всех этапов развития человека именно того периода, когда закладывается фундамент его личности, т. е. раннего и дошкольного возраста. Опираясь на принятую в советской психологии периодизацию психического развития (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев), рассматривая возраст детей до 3 лет и от 3 до 7 как наиболее важный для созревания всех психических функций и процессов, для формирования нарушенных функций, специалисты в области дефектологии осознают всю ответственность за правильную организацию коррекционно-восстановительной работы с аномальными детьми в раннем и дошкольном возрасте.

Идеи Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии аномального ребенка уже нашли многократное подтверждение и доказали свою правомерность в системе специального обучения. Однако подлинную плодотворность этих идей можно оценить только при разработке специального содержания обучения и методов работы с аномальными детьми дошкольного возраста, у которых в спонтанном развитии не формируется ни один вид деятельности и только в русле целенаправленного воспитания, совершается становление и развитие основных психических процессов[9].

Опираясь на периодизацию психического развития ребенка, в основу которой положено представление о соответствии каждому возрасту ведущего типа деятельности, и используя идею Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, специалисты по дошкольному воспитанию аномальных детей разработали оригинальные методики обучения игре, изобразительной деятельности, речи, способствующие реализации деятельностного подхода. При этом исследование различных психических процессов у детей (восприятия, мышления, речи и др.) и особенностей становления самой деятельности осуществлялось как «моделирование процесса развития»[10].

Исследование особенностей психического развития детей-дошкольников с нарушениями слуха и интеллекта, определение возможностей своевременного коррекционного воздействия на дефект осуществлялось авторским коллективом с позиций фундаментальных положений Л. С. Выготского о системном подходе к анализу психики, о структуре дефекта при аномальном развитии (определенном соотношении первичных, ядерных, биологических нарушений и вторичных, социальных, отклонений в развитии).

Раскрыв структуру вторичного синдрома при умственной отсталости как недоразвитие «высших психических функций», а именно «высших форм памяти, мышления, характера слагающихся и возникающих в процессе социальное развития ребенка», Л. С. Выготский указал тем самым и пути лечебно-педагогического воздействия: «Центр тяжести должен быть перенесен с воспитания низших на воспитание высших психических функций». Такая направленность всей работы с аномальным ребенком на развитие высших психических функций, а именно на развитие памяти, достаточно тщательно и последовательно раскрыта[11].


Позиции полемистов
Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций и взглядов его участников. Очень точно об этом сказал замечательный композитор Д.Б. Кабалевский: "Если мой собеседник, (особенно если это относится к учителю, лектору) не насилует мою мысль, вызывает меня на размышление и даже на спор - это отлично. Но при эт ...

Вопросы в споре и виды ответов
Способность полемистов правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос позволяет уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять его отношение к обсуждаемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полеми ...

Отчет об третьем эксперименте
При проведении опыта 4 испытуемым были предоставлены 20 слов, смысл которых - характер действий и категорий. Им были прочитаны слова, которые испытуемые должны были запомнить. На втором этапе испытуемым было предоставлено 20 слов аналогичного характера. Для запоминания было предложено каждое слово обозначить пиктограммой. Обработка рез ...