Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.

Материалы по психологии » Отрасли, методы исследования, задачи психологии » Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.

Темперамент (в пер с лат – смесь, соразмер­ность) – индивид особенности чел, опред ди­намику протекания его псих функций и по­ведение. Под динамикой пони­мают темп, ритм, продолжительность, интенсивность псих процессов. Темперамент – биологич ос­нова, на кот формируется личность, как соц явление. Выделя­ют 4 типа темперамента: хо­лерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). Создатель учения о Т Гиппократ. Он считал, что люди различаются соотношением 4 жид­костей организма: крови, желчи, слизи и чёрной желчи. Представления о Т Гиппокра­та получили час­тичное подтверждение в совр эндокринологич иссле­дованиях. По мнению Лесгафта, в проявлении темпе­рамента лежат св-ва кровообращения:толщина и упру­гость стенных сосудов, диаметр их просвета, строение и функции сердца. Кант выделил 2 группы: темпера­менты чувств (сангв, ме­ланх) 2) действия (хол, флег­мат). Совр. Представления о Т: согласно концепции о 4 структур в формировании потребностей и поведении ведущая роль принадлежит след 4 структурам: кора гол мозга, гипокамп, гипо­таламус, миндалины. Пред­полагается также, что функц особ-ти этих 4 структур лежат в основе индивидуальности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора – холе­рик, миндалины и гипокамп – ме­ланхолик, гипотала­мус и гипокамп – сангви­ник, миндалина и лобная кора – флегматик. Выделяют 2 подструктуры: 1) миндали­ны – гипоталамус – потребностно-мотивац струк­тура (интроверт) 2) кора – гипокамп – ин­формац структура (экстраверт). От соотно­шения этих подструктур зави­сит экстра- и интроверсия.


Возникновение психологии в России
Основоположником отечественной научной психологии считается доктор И.М.Сеченов (1829-1905). В своей книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятел ...

Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности
Споры, дискуссии - это испытание не столько ума человека, сколько его нравственности. В.А. Стариченко Хорошо ли, что споры, дискуссии и полемика стали характерными чертами нашего образа жизни? Благом или злом является спор? Эти вопросы не так наивны, как может показаться на первый взгляд'. Можно привести в качестве примеров много кр ...

Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития
На сегодняшний день проблема творчества тщательно изучена в педагогике и психологии, поэтому, рассмотрение интерпретации проблем креативности в отечественной и зарубежной психологии. ...