Психология малых групп и межгрупповые взаимодействия.Страница 1
Малая группа- это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность- возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать, оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу ,позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы принимают 3 человека, верхняя граница 20-30 человек. Отимальный размер 5-12. Более большие группы распадаются на более мелкие, где общение теснее, поэтому выделяют первичные- наименьшие, неделимые и вторичные общности- формальные, включают несколько первичных групп. Формальные группы- группы, членство и взаимоотношение в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Неформальные группы- объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. По времени существования выделяются: временные и стабильные. В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе их нее делятся на открытые и закрыты.е Структура малой группы- это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами возможности индивидов участвовать в коммуникациях распределены более равномерно. Ролевая структура малой группы- совокупность отношений между индивидами. Структура социальной власти и влияния в малой группе- совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Лидерство- феномен воздействия или влияния индивида на менния, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем и ли иным социальным группам (большим или малым). Особенности межгрупповых отношения: сбъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах как стереотипы и предрассудки. Под группой
понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Малая группа
– немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
Отличительные признаки малой группы
: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.
Анализ полученных результатов
После подсчета баллов по каждой октанте с помощью «ключа» к опроснику, были получены следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Результат диагностики представления о себе (ПС)
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Юрий К.
3
4
3
3
6
5
11
9
Дмитрий Б.
1
5
5
4
10
10
1 ...
Экспериментальная работа по развитию познавательных
интересов у детей старшего школьного возраста. Методы
диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников
В первой главе мы теоретически обосновали важность форм и методов по развитию познавательных интересов у старших школьников. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, по развитию познавательных интересов у старших школьников.
Цель экспериментальной работы: разработать, внедри ...
Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности
Споры, дискуссии - это испытание не столько
ума человека, сколько его нравственности.
В.А. Стариченко
Хорошо ли, что споры, дискуссии и полемика стали характерными чертами нашего образа жизни? Благом или злом является спор? Эти вопросы не так наивны, как может показаться на первый взгляд'.
Можно привести в качестве примеров много кр ...


