Психология малых групп и межгрупповые взаимодействия.
Страница 3

Материалы по психологии » Отрасли, методы исследования, задачи психологии » Психология малых групп и межгрупповые взаимодействия.

В регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов: в негрупповые (физические и социальные), внутригрупповые (нормы, межличностные отношения), в неличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам), внутри личностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки). Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

55. Психология больших социальных групп.

Каждый человек включен в различные социальные общности или большие группы. Существуют 2 вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей. Это или определенная система объективных социальных связей- пол, возраст, национальность или стремление людей к объединению на основе общих целей и ценностей. По длительности существования выделяют долговременные и недолговременные. По характеру организованности есть стихийно возникающие и сознательно организованные. Можно говорить об условных и реальных группах. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. В своем развитии они проходят ряд этапов: 1. типологический - члены группы сходны собой по каким-либо признакам. 2. члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности. Уровень идентификации. 3. они осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей - уровень солидарности. Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики - когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно волевой. Когнитивная- коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание. Мотив-потреб- обще групповая мотивация, групповые потребности, интересы, ценности, цели, установки, идеалы. Аффективная- чувства, эмоции, настроения. Регулятивно волевая - коллективная деятельность и групповое поведение. В действительности выделяют цели, структуру, субъектов и форм деятельности. Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

- социальные классы;

- различные этнические группы;

- профессиональные группы;

- возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

2. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

Страницы: 1 2 3 4


Сравнительная характеристика уровня депрессии и уровня невротизации подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом
С помощью t – критерия Стьюдента различий по уровню депрессии и уровню невротизации у подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом не выявлено. Таблица № 3 подростки с диагнозом сколиоз подростки с диагнозом к.п. t – критерий Стьюдента уровень значимости М ± m М ± m t p Уровень депре ...

Исследование особенности восприятия и отношения к телевизионной рекламе
Исследование проходило в несколько этапов. На данном этапе целью нашего исследования было определение отношения к телевизионной рекламе студентов технического и военного вуза (всего 75 человек - 40 юношей и 35 девушек, в возрасте от 17 до 20 лет), их восприятие рекламы. А именно: а) отношения к рекламе (нравится или нет); б) степень ...

Теоретический анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса акцентуаций характера, необходимо прояснить, что скрывается за самим термином «характер», а также в чем его отличие от индивидуальных черт личности в теоретических разработках Карла Леонгарда. [23]. Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенн ...