Психология малых групп и межгрупповые взаимодействия.Страница 3
В регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов: в негрупповые (физические и социальные), внутригрупповые (нормы, межличностные отношения), в неличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам), внутри личностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки). Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.
55. Психология больших социальных групп.
Каждый человек включен в различные социальные общности или большие группы. Существуют 2 вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей. Это или определенная система объективных социальных связей- пол, возраст, национальность или стремление людей к объединению на основе общих целей и ценностей. По длительности существования выделяют долговременные и недолговременные. По характеру организованности есть стихийно возникающие и сознательно организованные. Можно говорить об условных и реальных группах. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. В своем развитии они проходят ряд этапов: 1. типологический - члены группы сходны собой по каким-либо признакам. 2. члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности. Уровень идентификации. 3. они осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей - уровень солидарности. Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики - когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно волевой. Когнитивная- коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание. Мотив-потреб- обще групповая мотивация, групповые потребности, интересы, ценности, цели, установки, идеалы. Аффективная- чувства, эмоции, настроения. Регулятивно волевая - коллективная деятельность и групповое поведение. В действительности выделяют цели, структуру, субъектов и форм деятельности. Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
- социальные классы;
- различные этнические группы;
- профессиональные группы;
- возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Непосредственно общие качества группы:
1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
2. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
История отечественной социальной психологии
Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.
Отечественная социальная психология в ...
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной
психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрес ...
История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение ч ...


