Симптоматология пограничных психических расстройств по данным субъективной
оценки состоянияСтраница 2
Примечания: GSI – индекс общей тяжести, PST – общее число утвердительных ответов, PSDI – индекс наличного симптоматического дистресса; 1 – достоверность различий между группами невротических и личностных расстройств p<0.05; 11 – достоверность различий между группами невротических и личностных расстройств p<0.005; 2 – личностных расстройств и психических расстройств органического генеза p<0.05; 22 – личностных расстройств и психических расстройств органического генеза p<0.005; 3 – невротических расстройств и психических расстройств органического генеза p<0.05; 33 – невротических расстройств и психических расстройств органического генеза p<0.005.
Таким образом, патология невротического круга характеризовалась симптомокомплексом, включающим высокие уровни соматизации и тревоги при низкой враждебности. Личностная патология отличалась обратным соотношением – высокой враждебностью при низких уровнях соматизации и тревоги. В случае же органических расстройств, одновременное сосуществование признаков невротических (соматизация, тревога и т.д.) и личностных (враждебности, паранойяльности) расстройств, определило значительное повышение выраженности всех психопатологических проявлений.
Анализ результатов по тесту НПА (табл. 18) выявил следующие значимые различия: между группами невротических и личностных расстройств – по кластерам астении, тревожно-фобических расстройств, депрессии и межличностным проблемам; между группами личностных и органических расстройств – по всем кластерам, кроме межличностных проблем; между группами невротических и органических расстройств – также по всем кластерам, кроме астении и депрессии.
Суммарные показатели по этому тесту в группе невротических расстройств составили 24.8 балла, в группе больных с патологией личности 17.6 балла, а при органических психических расстройствах 49.5 балла. Таким образом, больные с патологией личности также субъективно оценивали свое состояние как наименее тяжелое, а с органическими расстройствами – как плохое, при этом последняя группа достоверно отличалась от двух других.
Эти данные в значительной степени согласуются с рассмотренными выше результатами теста SCL, что подчеркивает характерные отличия каждой из групп расстройств. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на данные о меньшей выраженности симптомов в группе лиц с патологией личности. Необходимо, однако, подчеркнуть, что использованные тесты ориентированы, преимущественно, на анализ жалоб, а не поведенческих коррелятов психических расстройств, чем, возможно, и объясняется указанный феномен.
Таблица 18 Симптоматология психопатологических проявлений по данным теста НПА
Показатели |
Группы психических расстройств | ||
Невротические расстройства |
Личностные расстройства |
Органические психические расстройства | |
Астения |
1.5+0.3 1 |
0.6+0.1 22 |
1.9+0.4 |
Эмоциональная лабильность |
1.2+0.3 |
0.7+0.22 |
2.1+0.3 3 |
Тревожно-фобические расстройства |
1.1+0.3 1 |
0.6+0.2 22 |
1.8+0.3 3 |
Депрессия |
1.3+0.2 1 |
0.4+0.1 22 |
1.6+0.1 |
Вегетативные расстройства |
0.8+0.3 |
0.6+0.2 22 |
1.9+0.4 3 |
Межличностные проблемы |
1.0+0.4 1 |
1.8+0.1 |
1.8+0.4 3 |
Суммарный показатель |
24.8+8.6 2,3 |
17.6+1.4 3 |
49.5+4.5 |
Проведение констатирующего эксперимента
База исследования – МДОУ № 311 Ленинского района г. Новосибирска Ленинского района.
В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей с нормальным слухом (контрольная группа) и 10 детей имеющие нарушения слуха (экспериментальная группа).
Констатирующий этап состоит из трех методик для выявления уровня развития памяти детей дошкольного ...
Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой
сферы в подростковом возрасте
В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные каче ...
Принципы ведения спора
Здесь речь пойдет о самом важном из того, чем, по мнению В. И. Андреева, нужно овладеть: о принципах ведения спора, которые:
a) позволят лучше подготовиться к ведению спора;
b) организуют и мобилизуют Вас на победу в споре;
c) позволяют логически правильно аргументировать и последовательно отстаивать свою позицию;
d) учат учитывать ...