Симптоматология пограничных психических расстройств по данным субъективной оценки состояния
Страница 2

Материалы по психологии » Катамнез лиц, уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами » Симптоматология пограничных психических расстройств по данным субъективной оценки состояния

Примечания: GSI – индекс общей тяжести, PST – общее число утвердительных ответов, PSDI – индекс наличного симптоматического дистресса; 1 – достоверность различий между группами невротических и личностных расстройств p<0.05; 11 – достоверность различий между группами невротических и личностных расстройств p<0.005; 2 – личностных расстройств и психических расстройств органического генеза p<0.05; 22 – личностных расстройств и психических расстройств органического генеза p<0.005; 3 – невротических расстройств и психических расстройств органического генеза p<0.05; 33 – невротических расстройств и психических расстройств органического генеза p<0.005.

Таким образом, патология невротического круга характеризовалась симптомокомплексом, включающим высокие уровни соматизации и тревоги при низкой враждебности. Личностная патология отличалась обратным соотношением – высокой враждебностью при низких уровнях соматизации и тревоги. В случае же органических расстройств, одновременное сосуществование признаков невротических (соматизация, тревога и т.д.) и личностных (враждебности, паранойяльности) расстройств, определило значительное повышение выраженности всех психопатологических проявлений.

Анализ результатов по тесту НПА (табл. 18) выявил следующие значимые различия: между группами невротических и личностных расстройств – по кластерам астении, тревожно-фобических расстройств, депрессии и межличностным проблемам; между группами личностных и органических расстройств – по всем кластерам, кроме межличностных проблем; между группами невротических и органических расстройств – также по всем кластерам, кроме астении и депрессии.

Суммарные показатели по этому тесту в группе невротических расстройств составили 24.8 балла, в группе больных с патологией личности 17.6 балла, а при органических психических расстройствах 49.5 балла. Таким образом, больные с патологией личности также субъективно оценивали свое состояние как наименее тяжелое, а с органическими расстройствами – как плохое, при этом последняя группа достоверно отличалась от двух других.

Эти данные в значительной степени согласуются с рассмотренными выше результатами теста SCL, что подчеркивает характерные отличия каждой из групп расстройств. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на данные о меньшей выраженности симптомов в группе лиц с патологией личности. Необходимо, однако, подчеркнуть, что использованные тесты ориентированы, преимущественно, на анализ жалоб, а не поведенческих коррелятов психических расстройств, чем, возможно, и объясняется указанный феномен.

Таблица 18 Симптоматология психопатологических проявлений по данным теста НПА

Показатели

Группы психических расстройств

Невротические

расстройства

Личностные

расстройства

Органические

психические

расстройства

Астения

1.5+0.3 1

0.6+0.1 22

1.9+0.4

Эмоциональная лабильность

1.2+0.3

0.7+0.22

2.1+0.3 3

Тревожно-фобические расстройства

1.1+0.3 1

0.6+0.2 22

1.8+0.3 3

Депрессия

1.3+0.2 1

0.4+0.1 22

1.6+0.1

Вегетативные расстройства

0.8+0.3

0.6+0.2 22

1.9+0.4 3

Межличностные проблемы

1.0+0.4 1

1.8+0.1

1.8+0.4 3

Суммарный показатель

24.8+8.6 2,3

17.6+1.4 3

49.5+4.5

Страницы: 1 2 3


Теоретические проблемы исследования. Базовые понятия проблемы исследования
Люди по разному относятся к окружающему миру – к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющие не сумму отдельных особенностей данного ...

Выводы
Результаты эмпирических исследований подтвердили нашу гипотезу: самооценка старшего школьника влияет на уровень его адаптации в системе межличностных отношений. В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь уровня адаптации и самооценки у учащихся старших классов. Как показал корреляци ...

Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Организация исследования
Цель данного исследования – проанализировать личностную сферу студента в процессе межличностных отношений, возникающих в группе. Задачи данного исследования следующие: - выявить представления субъекта о себе и идеальном «Я» при взаимоотношениях в группе (на основе межличностных отношений); - оценить состояние личности и атмосферу при ...