Теоретическая часть. Образ и сознание
Страница 1

В самом общем виде сознание можно охарактеризовать как человеческую способность субъективного (внутреннего духовно-интеллектуального) усвоения внешнего мира и самого себя.

Непосредственный контакт с внешним миром человек осуществляет с помощью чувств. В результате этого контакта в его сознания возникает образ какого-либо объекта - фрагмента действительности. Процедура образования такого образа, то есть сгустка разного рода информации об объектах реальности, называется восприятием.

Восприятие служит основой сознания. Процесс почти мгновенного свертывания чувствительных данных об объекте в целостный образ этого объекту во многом еще непонятен.

Образ - это результат направленности внимания человека на внешний объект. В данном процессе человек не сосредоточивается на себе, хотя неявно и дает себе отчет в своем отличии от объекта.

Самосознание проявляется тогда, когда человек понимает, что образ внешнего объекта формируется не только этим объектом, но и воспринимающим "Я". Акт осознания объекта внешнего мира сопровождается актом осознания собственного участия в этом процессе. Таким образом, человек не только отображает внешний объект, но и одновременно понимает, что этот именно он создает образ объекта и наделяет его смыслом. Без самосознания, которое предусматривает формирования "Я", то есть состояния выделения данного человека из остального мира, сознание невозможно.[3]

Содержание сознания человека становится достоянием других людей лишь тогда, когда он выражен внешне, при помощи языка.

Язык - это система знаков, используемая людьми в процессе познания, общения, а также хранения и передачи информации. Выделяют естественную систему знаков (звук, жест, мимика и т.п.) и специально созданную людьми искусственную систему знаков (язык, музыка, живопись, математика и т.п.). Одной из обязательных условий возникновения индивидуального сознания есть включения человека в мир языка. Причем, чем богаче содержание сознания, тем больше человеку нужно языковых знаков для его выражения.

Любой отдельный человек, индивидуум есть носителем сознания. И потому его сознание уникально и индивидуально. Однако в индивидуальном сознании всегда есть некоторое содержание, общее для отдельных групп или для всех людей. Он формируется стихийно, так как каждый человек принадлежит к определенной профессии, классу, нации, человечеству в целом, и выражает наличие в индивидуальном сознании человека общих с другими людьми потребностей, интересов, установок, целей. Такой общее, сверхиндивидуальное, и соответственно, безличное содержание сознания называется общественным (или общественным сознанием). Общественное сознание, выражая интересы определенной социальной группы людей, имеет конкретно-исторический характер, то есть изменяется с течением времени.

Человек рождается в обществе, которое имеет определенный уровень развития. И поэтому формирование индивидуального сознания осуществляется преимущественно, за счет усвоения этим человеком разнообразной информации, накопленной общественным сознанием.[4]

Сознание человека - сложное и многогранное явление. Свидетельством этой сложности является его структура. К ней необходимо отнести такие элементы:

а) психическое (несознательное, подсознательное);

б) самосознание (оценка самого себя, самоконтроль);

в) мышление (абстрагирования, познание, язык);

г) целеустремленность (постановка человеком целей, прогнозирование их результатов);

д) мировоззрение (синтетический показатель уровня сознания).

Сознание, как и познание в целом, реально существует с помощью языка.

Простейшие живые существа при возбуждении структур памяти внешними влияниями не воссоздают психического образа: они отвечают на влияние «всем телом». У более сложных организмов действия образовывают многоступенчатую структуру. С появлением мозга человека она вырисовывается все четче: появляется определенная иерархия уровней, а вершиной этой иерархии становится человеческая деятельность. Активность верхних уровней создает "смысловую структуру" действий, предоставляет им осмысленный характер.

Познание отображает действительность в форме образов. Образ является формой и продуктом субъективного, идеального отображения объективной реальности в сознании человека. Образы по своему смыслу отвечают предметам, явлениям, которые они отображают. Результатом познания есть субъективный образ объективного мира.

Страницы: 1 2


Первый период (60-е годы XIX - начало XX вв.)
В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития обшей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества. Большое влияние на развитие социально ...

Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет
2.1Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет показал, что она освещается обычно авторами неоднозначно. Изучить более подробно влияние этого фактора нам позволит экспериментальное исследование. Цель практической части исследования – исследовать особенности психологической готовности к ...

Типология конфликтов.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой разницы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональн ...