Проведение исследования образа педагога дополнительного образования в подростков по методике СОЧ(И)

Материалы по психологии » Исследование образа педагога дополнительного образования в сознании подростков по методике СОЧИ » Проведение исследования образа педагога дополнительного образования в подростков по методике СОЧ(И)

Начало исследований по методике СОЧ(И) структуры образа человека (иерархической) включает модифицированную методику «20 определений». Подросткам, девочка и мальчикам, выдается бумага и перед ними ставится задание объяснить значение слова «педагог дополнительного образования» простыми или сложными словами, определениями из нескольких слов. Так, чтобы каждое определение раскрывало лишь одно свойство этого человека. Участникам исследования необходимо объяснить, что ответы пишутся быстро, располагаются в том порядке, в каком они мысленно возникают. Время выполнения задания не должно превышать пяти минут для детей старше 13 лет, 7-8 минут – для детей до 13 лет.

Обработка ответов по методике "20 определений" осуществляется методом контент-анализа. В структуре представлений об педагоге дополнительного образования нужно выделить несколько групп характеристик, в базовом варианте методики включающих девять категорий определений учителя:

- Конвенциональные, общепринятые характеристики (человек, се­стра, мужчина и т.п.) - условное обозначение "к";

- Телесно-физические характеристики (высокий, худой и т.п.) - условное обозначение "т";

- Эмоционально-личностные характеристики (тактичный, веселый, приветливый и т.п.) - условное обозначение "э";

- Личностно-волевые характеристики (упорный, обладающий силой воли, це­леустремленный и т.п.) - условное обозначение "в";

- Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (умный, эрудированный и т.п.) - условное обозначение "и";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (собеседник, требовательный и т.п.), социальные характеристики - условное обозначение "с";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта целенаправленной деятельности (трудолюбивый, ленивый, учит, преподает и т.н.), деятельностные характеристики - условное обозначение "д";

- Характеристики особенностей поведения личности, проявляющиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (активный, серьезный и т.п.), поведенческие характеристики - условное обозначение "п".

- Метафорические характеристики (светоч, проводник и т.п.) - условное обозначение - "м".

Одну характеристику можно отнести к нескольким (обычно не более чем к трем) категориям, например: выделяет любимых учеников – «с», «э».

Исходя из конкретных особенностей исследования, можно допол­нительно формировать и другие категории, например: гендерные (маскулинные, фемининные, андрогинные), Характеристикам каждой группы, присваивается своя модальность, позитивная, негативная или амбивалентная (табл 1.). Результаты исследований фиксируются в протоколах (приложения). Форма протокола свободная, но в нем обязательно должны присутствовать дата, организация (предприятие), принадлежность объекта исследований той или иной структурной единице (группа, класс, отдел и т.д.), имя объекта (фамилия, имя, отчество), его должность (учащийся, преподаватель, старший кассир и т.д.). В протоколе могут быть зафиксированы и другие сведения об объекте, важные для последующей интерпретации.После заполнения определений участниками в протоколах, проводится первичная обработка записей. Определяется группа характеристик и ее модальность. Для примера, приведем первую часть бланка первого протокола (табл. 2). Модальность характеристик психологического образаТаблица 1

Модальность Модальность Позитивная (положительная) Негативная (отрицательная) Амбивалентная (нейтральная)
Пример Рассказывает много интересного, терпелив, приветлив, помогает, чуткий,справедливый Не интересно преподает,ленивый,рассеянный,непунктуален,нетерпелив,раздражителен,невнимателен Наставник, учитель, мужчина, женщина,очень занят, усталый,молод,задумчив
Условное обозначение + - =
Итак, можно убедиться, что по результатам протокола первого преобладает положительная модальность. В протоколах № 3, 5, 6, 8, 10, 11 и 12 наблюдается схожая ситуация (приложения 1-11). Но, протоколы № 4, 7, 9 передают негативный вербальный образ педагога дополнительного образования.Далее во второй части протокола составляется «психогеометрический портрет».Подросткам, участникам исследования, предлагается последовательно нарисовать пять геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг и треугольник. При этом каждой геометрической фигуре соответствуют воображаемые черты образа педагога дополнительного образования.В инструкции детям необходимо объяснить, что фигура выражает не внешнее сходство, а внутреннюю сущность педагогов. В первую очередь рисуется та фигура, которая наиболее соответствует психологическому портрету человека, далее та, которая меньше подходит к этому образу и так Первая часть бланка первого протокола метода СОЧ(И) Таблица 2Ф.И. – Егорова А.Дата тестирования – 10 июня 2008 года.Класс – ученица 5-а класса СОШ. Другие данные – 11 лет, живет с родителями, занимается в кружке рукоделия, отличница.

№ п/п Определения Группа характеристик Модальность
1 Учит после уроков д, с =
2 Рассказывает много интересного д, с +
3 Спокойнее других учителей п =
4 Улыбчив э +
5 Терпелив в +
6 Помогает установить контакт с одноклассниками с +
7 Часто хвалит с =
8 Умный и +
9 Умелый и +
10 Не опаздывает п +
11 Любит учеников э +
12 Устраивает экскурсии д =
13 Разрешает уйти раньше с =
14 Хорошо объясняет д, с +
15 Трудолюбивый д +
16 Пожилой к =
17 Умеет слушать с +
18 Иногда не дисциплинирует с -
19 Не выделяет учеников с +
20 Собран п +
далее по убывания. Последняя геометрическая фигура, по мнению участников, будет наименее соответствовать характеру педагога дополнительного образования в ее представлении. Психологическая трактовка геометрических фигур приводится в теоретической главе. Пример заполнения второй части бланка методики СОЧ(И) показан в таблице 3.Индивидуальные психогеометрические образы педагога дополнительного образования в сознании подростков; вторая часть первого протоколаТаблица 3

Номер фигуры 1 2 3 4 5
Результат 2 1 4 5 3
Из таблицы третей видно, что участница Егорова А первым для построения психогеометрического портрета педагога дополнительного образования выбрала квадрат, стоящий под номером два, затем круг, под номером один, зигзаг, под номером четыре, треугольник, под номером пять и прямоугольник, что под номером три. Исходя из этого в психогеометрическом портрете педагога, составленном Егоровой доминируют трудолюбие, прилежность, ответственность, исполнительность и доброжелательность человека. С меньшей вероятностью, по мнению, Егоровой педагогу дополнительного образования присущи лидерство и целеустремленность. Совсем или очень мало в ее образе педагога присутствуют такие черты, как непоследовательность, неуравновешенность. В сводной таблице проставляются фамилии участников и номера избранных ими фигур в последовательном порядке (табл. 4). При составлении словесного портрета образа педагога дополнительного образования в сознании подростков обработка «сырых» данных оформляется виде таблицы, в которую заносятся количество определений, попадающих в каждую классификационную группу (таблица 5).Таким образом, определяется структура вербальной составляющей образа педагога дополнительного образования в сознании подростков.Индивидуальные психогеометрические образы педагога дополнтельного образованияТаблица 4

Участники Результаты
Егорова А. 2 1 4 5 3
Фролов Б. 3 4 2 1 5
Макарова В. 2 5 4 1 3
Степанов Г. 3 5 2 4 1
Кириллова Д. 1 2 4 5 3
Алексеев И. 5 2 1 4 3
Романова К. 4 3 5 1 2
Дмитриев Л. 5 2 4 1 3
Павлова М. 3 2 5 1 4
Федоров Н. 2 4 5 1 3
Гаврилова О. 5 4 2 1 3
Протасов П. 5 3 2 4 1
По данным теста «20 определений» можно построить график спектров образа педагога дополнительного образования в сознании подростков, принимающих участие в исследовании. Для этого строится шкала характеристик и шкала баллов. Спектры вербального составляющей анализа составляются в форме кривых. Каждая кривая, помеченная определенным цветом, соответствует словесному портрету одного участника, образованному теми баллами, которые были получены в результате обработки первой части ее протокола. Как мы можем заметить на рисунке 2, чаще всего тестируемые подростки давали понятию «педагог дополнительного образования» определения, касающиеся социальных, поведенческих характеристик, личностных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных признаков педагога. Структура вербальной составляющей образа педагога дополнительного образованияТаблица 5

Респонденты Характеристики Модальность
к т э в и с д п прочие + - =  
Егорова А. 1 0 2 1 2 9 5 3 0 13 1 6  
Фролов Б. 2 1 1 1 4 8 8 1 1 6 1 13  
Макарова В. 1 0 2 2 3 8 5 4 0 14 1 5  
Степанов Г. 1 0 5 1 0 8 7 3 0 1 11 8  
Кириллова Д. 0 0 3 5 4 5 7 3 0 16 0 4  
Алексеев И. 4 0 3 3 4 5 2 3 1 13 0 7  
Романова К. 1 0 4 1 4 7 4 2 1 6 9 5  
Дмитриев Л. 2 0 2 1 3 7 3 7 1 13 2 5  
Павлова М. 2 1 3 1 1 3 6 6 2 3 8 9  
Федоров Н. 1 0 1 1 8 5 4 4 0 13 0 7  
Гаврилова О. 4 0 4 2 5 2 1 5 1 18 0 2  
Протасов П. 2 0 5 5 3 7 2 4 0 12 5 3  
Дальше следуют характеристики деятельностные, общепринятые и физические. Совсем отсутствуют метафорические признаки. Так, на примере Егоровой А. на рисунке 2, мы видим, что в числе ее определений главенствующее место занимают социальные и деятельностные характеристики образа педагога дополнительного образования. В меньшей мере она склонна обращать внимание на поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные признаки педагога. Схожие спектральные графики образа педагога дополнительного образования и у Макарова В., Степанова Г., Романовой К., Дмитриева Л. В графиках Кирилловой Д., Степанова Г., Романовой К., Гаврилова О. сделан акцент на эмоциональных характеристиках, в то время как волевые и поведенческие показатели образа снижены. График спектров образа педагога дополнительного образования в сознании подростковРисунок 2 Когнитивные, деятельностные и интеллектуальные характеристики более выражены у Фролова Б., Павловой. М., Федорова Н, и Протасова П. В то время как телесные и конвенциальные показатели шкалы отсутствуют или очень занижены у всех подростов. Наиболее гармонично выглядят графики Алексеева И., Павловой М. и Гавриловой О.Похожим образом анализируются и данные психогеометрического теста С Делингера, как составляющей методики СОЧ(И). Данные второй части протоколов тестируемых подростков обрабатываются в сводной таблице (табл. 6) и по их результатам строится спектральный график психогеометрического образа педагога дополнительного образования.Затем на основании исследований составляются сводные таблицы "сы­рых" данных по методике "20 определений" (группа девочек-подростков об образе педагога и группа мальчиков-подростков об образе педагога) (табл. 7) и сводная таблица по психогеометрическому тесту (аналогично).Индивидуальные психогеометрические образы педагога дополнительного образованияТаблица 6

Респондент Квадрат Треугольник Прямоугольник Круг Зигзаг
Егорова А. 1 4 5 2 3
Фролов Б. 3 5 1 4 2
Макарова В. 1 2 5 4 3
Степанов Г. 3 2 1 5 4
Кириллова Д. 2 4 5 1 3
Алексеев И. 2 1 5 3 4
Романова К. 5 3 2 4 1
Дмитриев Л. 2 1 5 4 3
Павлова М. 2 3 1 4 5
Федоров Н. 1 3 5 4 2
Гаврилова О. 3 1 5 4 2
Протасов П. 3 1 2 5 4
Средний балл, характеризующий интенсивность проявления того или иного компонента структуры образа педагога в исследуемой группе, вычисляется как частное от деления суммы баллов на количество детей, сформировавших эту группу. Кроме среднего балла определить и нужно также определить его среднее квадратическое отклонение (СКО) - параметр устойчивости оценки среднего балла.Психогеометрические образы педагога дополнительного образования Рисунок 3 Его определяют по формуле 1: (1)где N – количество участников в группе, i – номер подростка в списке, Х1 – балл первого подростка, Хˉ - средний бал в группе, Σ – символ сложения означающий результат сложения:Рассчитаем среднеквадратическое отклонение для конвенциальных характеристик в группе подростков-девочек:Структура вербальной составляющей образа педагога дополнительного образования в группе подростков-девочек Таблица 7

Девочки к т э в и с д п + - =
Егорова А. 1 0 2 1 2 9 5 3 13 1 6
Макарова В. 1 0 2 2 3 8 5 4 14 1 5
Кириллова Д. 0 0 3 5 4 5 7 3 16 0 4
Романова К. 1 0 4 1 4 7 4 2 6 9 5
Павлова М. 2 1 3 1 1 3 6 6 3 8 9
Гаврилова О. 4 0 4 2 5 2 1 5 18 о 2
Сумма баллов 9 1 18 12 19 34 28 23 70 19 31
Средний бал 1,5 0,17 3 2 3,17 5,67 4,67 3,83 11,67 3,17 5,17
СКО 0 -0,004 0 0 -0,004 -0,004 -0,004 0, 004 -0,004 -0,004 -0,004
Подобным образом рассчитываются показатели среднеквадратического отклонения и других характеристик. Аналогично оформляется и рассчитывается таблица для группы подростков-мальчиков (табл 8).Среднеквадратическое отклонение позволит провести сравнение результатов проявления того или иного качества в различных группах с использованием математико-статистических методов (например, критерия Стьюдента).t-критерий Стьюдента - общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках. Структура вербальной составляющей образа педагога дополнительного образования в группе подростков-мальчиковТаблица 8

Мальчики к т э в и с д п + - =
Фролов Б. 2 1 1 1 4 8 8 1 6 1 13
Степанов Г. 1 0 5 1 0 8 7 3 1 11 8
Алексеев И. 4 0 3 3 4 5 2 3 13 0 7
Дмитриев Л. 2 0 2 1 3 7 3 7 13 2 5
Федоров Н. 1 0 1 1 8 5 4 4 13 0 7
Протасов П. 2 0 5 5 3 7 2 4 12 5 3
Сумма баллов 12 1 17 12 22 40 26 22 58 19 43
Средний бал 2 0,17 2,83 2 3,67 6,67 4,33 3,67 9,67 3,17 7,17
СКО 0 -0,004 0, 004 0 -0,004 -0,004 0,004 -0, 004 -0,004 -0,004 -0,004
Предположим, мы поочередно сравниваем показатели характеристик образа педагога дополнительного образования в имеющихся двух группах подростков. Есть две гипотезы:N0: средние значения уровня интеллектуальных характеристик в обеих выборках не различаются,N1: средние значения уровня интеллектуальных характеристик в обеих выборках статистически различаются.[18]В данном случае для получения эмпирического значения t-критерия используется следующая формула (2) :где М1, М2 – средние арифметические характеристик,b1, b2 – стандартные отклонения,N1, N2 – размеры выборок.Мы берем величину р равную 0,95, тогда согласно таблицам расчета критерия Стьюдента, стандартное отклонение составляет 0,36Степень свободы - df=N1+N2-2= 6+6-2=100,125 < 0,36Полученное эмпирическое значение t-критерия не превышает стандартное, значит, N0 гипотеза подтверждается и можно сделать вывод о том, что средние арифметические значения интеллектуальных характеристик образа педагога дополнительного образования в двух группах существенно не различаются.Проведя дальнейший статистический анализ, расчеты которого не приводятся, чтобы не занимать много места в работе, можно сказать, что также статистически не различаются и все остальные показатели характеристик образа педагога, кроме показателей положительной и амбивалентной модальности.Окончательным этапом обработки данных является частотный анализ характеристик образа, позволя­ющий выявить типичный обобщенный образ педагога дополнительного образования в сознании подростков.Ниже приведен пример фрагмента частотного словаря характеристик образа педагога, составленного на основании имеющихся протоколов исследования по методике СОЧ(И).Частотный словарь определений, использовавшихся различными респондентами, позволяет сделать выводы о глубинных (половых: возрастных и т.д.) основаниях образа педагога дополнительного образования в сознании подростков. Аналогично приведенному примеру формируются частотные словари для обеих групп респондентов.Частотный словарь характеристик образа педагога дополнительного образования в сознании подростковТаблица 9

№ пп к т э в с п другие
1 Наиме-нование Кол-во Наиме-нование Кол-во Наимено-вание Кол-во Наимено-вание Кол-во Наимено-вание Кол-во Наимено-вание Кол-во Наименование Кол-во
Учи-тель, 5 Тихая 1 Весе-лый 2 Терпели-вый 2 Спра-вед-лив 2 Актив-ный 3 МужчинаЖенщина 22


Новообразования дошкольного возраста
К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса: манерничанье, кривлянье - преходящи. В кризисе семи лет благодаря т ...

Вывод
Описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделей невозможно без знания терминологии и теории - бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, с ...

Общение как возможность coвместной деятельности
В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Согласно словарю С.И. Ожегова, взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений[11]. В философском словаре взаимоде ...