Проведение исследования образа педагога дополнительного образования в подростков по методике СОЧ(И)
Начало исследований по методике СОЧ(И) структуры образа человека (иерархической) включает модифицированную методику «20 определений». Подросткам, девочка и мальчикам, выдается бумага и перед ними ставится задание объяснить значение слова «педагог дополнительного образования» простыми или сложными словами, определениями из нескольких слов. Так, чтобы каждое определение раскрывало лишь одно свойство этого человека. Участникам исследования необходимо объяснить, что ответы пишутся быстро, располагаются в том порядке, в каком они мысленно возникают. Время выполнения задания не должно превышать пяти минут для детей старше 13 лет, 7-8 минут – для детей до 13 лет.
Обработка ответов по методике "20 определений" осуществляется методом контент-анализа. В структуре представлений об педагоге дополнительного образования нужно выделить несколько групп характеристик, в базовом варианте методики включающих девять категорий определений учителя:
- Конвенциональные, общепринятые характеристики (человек, сестра, мужчина и т.п.) - условное обозначение "к";
- Телесно-физические характеристики (высокий, худой и т.п.) - условное обозначение "т";
- Эмоционально-личностные характеристики (тактичный, веселый, приветливый и т.п.) - условное обозначение "э";
- Личностно-волевые характеристики (упорный, обладающий силой воли, целеустремленный и т.п.) - условное обозначение "в";
- Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (умный, эрудированный и т.п.) - условное обозначение "и";
- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (собеседник, требовательный и т.п.), социальные характеристики - условное обозначение "с";
- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта целенаправленной деятельности (трудолюбивый, ленивый, учит, преподает и т.н.), деятельностные характеристики - условное обозначение "д";
- Характеристики особенностей поведения личности, проявляющиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (активный, серьезный и т.п.), поведенческие характеристики - условное обозначение "п".
- Метафорические характеристики (светоч, проводник и т.п.) - условное обозначение - "м".
Одну характеристику можно отнести к нескольким (обычно не более чем к трем) категориям, например: выделяет любимых учеников – «с», «э».
Исходя из конкретных особенностей исследования, можно дополнительно формировать и другие категории, например: гендерные (маскулинные, фемининные, андрогинные), Характеристикам каждой группы, присваивается своя модальность, позитивная, негативная или амбивалентная (табл 1.). Результаты исследований фиксируются в протоколах (приложения). Форма протокола свободная, но в нем обязательно должны присутствовать дата, организация (предприятие), принадлежность объекта исследований той или иной структурной единице (группа, класс, отдел и т.д.), имя объекта (фамилия, имя, отчество), его должность (учащийся, преподаватель, старший кассир и т.д.). В протоколе могут быть зафиксированы и другие сведения об объекте, важные для последующей интерпретации.После заполнения определений участниками в протоколах, проводится первичная обработка записей. Определяется группа характеристик и ее модальность. Для примера, приведем первую часть бланка первого протокола (табл. 2). Модальность характеристик психологического образаТаблица 1
| Модальность Модальность | Позитивная (положительная) | Негативная (отрицательная) | Амбивалентная (нейтральная) |
| Пример | Рассказывает много интересного, терпелив, приветлив, помогает, чуткий,справедливый | Не интересно преподает,ленивый,рассеянный,непунктуален,нетерпелив,раздражителен,невнимателен | Наставник, учитель, мужчина, женщина,очень занят, усталый,молод,задумчив |
| Условное обозначение | + | - | = |
| № п/п | Определения | Группа характеристик | Модальность |
| 1 | Учит после уроков | д, с | = |
| 2 | Рассказывает много интересного | д, с | + |
| 3 | Спокойнее других учителей | п | = |
| 4 | Улыбчив | э | + |
| 5 | Терпелив | в | + |
| 6 | Помогает установить контакт с одноклассниками | с | + |
| 7 | Часто хвалит | с | = |
| 8 | Умный | и | + |
| 9 | Умелый | и | + |
| 10 | Не опаздывает | п | + |
| 11 | Любит учеников | э | + |
| 12 | Устраивает экскурсии | д | = |
| 13 | Разрешает уйти раньше | с | = |
| 14 | Хорошо объясняет | д, с | + |
| 15 | Трудолюбивый | д | + |
| 16 | Пожилой | к | = |
| 17 | Умеет слушать | с | + |
| 18 | Иногда не дисциплинирует | с | - |
| 19 | Не выделяет учеников | с | + |
| 20 | Собран | п | + |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
| Номер фигуры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Результат | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 |
| Участники | Результаты |
| Егорова А. | 2 1 4 5 3 |
| Фролов Б. | 3 4 2 1 5 |
| Макарова В. | 2 5 4 1 3 |
| Степанов Г. | 3 5 2 4 1 |
| Кириллова Д. | 1 2 4 5 3 |
| Алексеев И. | 5 2 1 4 3 |
| Романова К. | 4 3 5 1 2 |
| Дмитриев Л. | 5 2 4 1 3 |
| Павлова М. | 3 2 5 1 4 |
| Федоров Н. | 2 4 5 1 3 |
| Гаврилова О. | 5 4 2 1 3 |
| Протасов П. | 5 3 2 4 1 |
| Респонденты | Характеристики | Модальность | |||||||||||
| к | т | э | в | и | с | д | п | прочие | + | - | = | ||
| Егорова А. | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 9 | 5 | 3 | 0 | 13 | 1 | 6 | |
| Фролов Б. | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 | 8 | 8 | 1 | 1 | 6 | 1 | 13 | |
| Макарова В. | 1 | 0 | 2 | 2 | 3 | 8 | 5 | 4 | 0 | 14 | 1 | 5 | |
| Степанов Г. | 1 | 0 | 5 | 1 | 0 | 8 | 7 | 3 | 0 | 1 | 11 | 8 | |
| Кириллова Д. | 0 | 0 | 3 | 5 | 4 | 5 | 7 | 3 | 0 | 16 | 0 | 4 | |
| Алексеев И. | 4 | 0 | 3 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 1 | 13 | 0 | 7 | |
| Романова К. | 1 | 0 | 4 | 1 | 4 | 7 | 4 | 2 | 1 | 6 | 9 | 5 | |
| Дмитриев Л. | 2 | 0 | 2 | 1 | 3 | 7 | 3 | 7 | 1 | 13 | 2 | 5 | |
| Павлова М. | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 6 | 6 | 2 | 3 | 8 | 9 | |
| Федоров Н. | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 | 5 | 4 | 4 | 0 | 13 | 0 | 7 | |
| Гаврилова О. | 4 | 0 | 4 | 2 | 5 | 2 | 1 | 5 | 1 | 18 | 0 | 2 | |
| Протасов П. | 2 | 0 | 5 | 5 | 3 | 7 | 2 | 4 | 0 | 12 | 5 | 3 | |
Когнитивные, деятельностные и интеллектуальные характеристики более выражены у Фролова Б., Павловой. М., Федорова Н, и Протасова П. В то время как телесные и конвенциальные показатели шкалы отсутствуют или очень занижены у всех подростов. Наиболее гармонично выглядят графики Алексеева И., Павловой М. и Гавриловой О.Похожим образом анализируются и данные психогеометрического теста С Делингера, как составляющей методики СОЧ(И). Данные второй части протоколов тестируемых подростков обрабатываются в сводной таблице (табл. 6) и по их результатам строится спектральный график психогеометрического образа педагога дополнительного образования.Затем на основании исследований составляются сводные таблицы "сырых" данных по методике "20 определений" (группа девочек-подростков об образе педагога и группа мальчиков-подростков об образе педагога) (табл. 7) и сводная таблица по психогеометрическому тесту (аналогично).Индивидуальные психогеометрические образы педагога дополнительного образованияТаблица 6 | Респондент | Квадрат | Треугольник | Прямоугольник | Круг | Зигзаг |
| Егорова А. | 1 | 4 | 5 | 2 | 3 |
| Фролов Б. | 3 | 5 | 1 | 4 | 2 |
| Макарова В. | 1 | 2 | 5 | 4 | 3 |
| Степанов Г. | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 |
| Кириллова Д. | 2 | 4 | 5 | 1 | 3 |
| Алексеев И. | 2 | 1 | 5 | 3 | 4 |
| Романова К. | 5 | 3 | 2 | 4 | 1 |
| Дмитриев Л. | 2 | 1 | 5 | 4 | 3 |
| Павлова М. | 2 | 3 | 1 | 4 | 5 |
| Федоров Н. | 1 | 3 | 5 | 4 | 2 |
| Гаврилова О. | 3 | 1 | 5 | 4 | 2 |
| Протасов П. | 3 | 1 | 2 | 5 | 4 |
Его определяют по формуле 1:
(1)где N – количество участников в группе, i – номер подростка в списке, Х1 – балл первого подростка, Хˉ - средний бал в группе, Σ – символ сложения означающий результат сложения:| Девочки | к | т | э | в | и | с | д | п | + | - | = |
| Егорова А. | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 9 | 5 | 3 | 13 | 1 | 6 |
| Макарова В. | 1 | 0 | 2 | 2 | 3 | 8 | 5 | 4 | 14 | 1 | 5 |
| Кириллова Д. | 0 | 0 | 3 | 5 | 4 | 5 | 7 | 3 | 16 | 0 | 4 |
| Романова К. | 1 | 0 | 4 | 1 | 4 | 7 | 4 | 2 | 6 | 9 | 5 |
| Павлова М. | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 6 | 6 | 3 | 8 | 9 |
| Гаврилова О. | 4 | 0 | 4 | 2 | 5 | 2 | 1 | 5 | 18 | о | 2 |
| Сумма баллов | 9 | 1 | 18 | 12 | 19 | 34 | 28 | 23 | 70 | 19 | 31 |
| Средний бал | 1,5 | 0,17 | 3 | 2 | 3,17 | 5,67 | 4,67 | 3,83 | 11,67 | 3,17 | 5,17 |
| СКО | 0 | -0,004 | 0 | 0 | -0,004 | -0,004 | -0,004 | 0, 004 | -0,004 | -0,004 | -0,004 |
| Мальчики | к | т | э | в | и | с | д | п | + | - | = |
| Фролов Б. | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 | 8 | 8 | 1 | 6 | 1 | 13 |
| Степанов Г. | 1 | 0 | 5 | 1 | 0 | 8 | 7 | 3 | 1 | 11 | 8 |
| Алексеев И. | 4 | 0 | 3 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 13 | 0 | 7 |
| Дмитриев Л. | 2 | 0 | 2 | 1 | 3 | 7 | 3 | 7 | 13 | 2 | 5 |
| Федоров Н. | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 | 5 | 4 | 4 | 13 | 0 | 7 |
| Протасов П. | 2 | 0 | 5 | 5 | 3 | 7 | 2 | 4 | 12 | 5 | 3 |
| Сумма баллов | 12 | 1 | 17 | 12 | 22 | 40 | 26 | 22 | 58 | 19 | 43 |
| Средний бал | 2 | 0,17 | 2,83 | 2 | 3,67 | 6,67 | 4,33 | 3,67 | 9,67 | 3,17 | 7,17 |
| СКО | 0 | -0,004 | 0, 004 | 0 | -0,004 | -0,004 | 0,004 | -0, 004 | -0,004 | -0,004 | -0,004 |
где М1, М2 – средние арифметические характеристик,b1, b2 – стандартные отклонения,N1, N2 – размеры выборок.
Мы берем величину р равную 0,95, тогда согласно таблицам расчета критерия Стьюдента, стандартное отклонение составляет 0,36Степень свободы - df=N1+N2-2= 6+6-2=100,125 < 0,36Полученное эмпирическое значение t-критерия не превышает стандартное, значит, N0 гипотеза подтверждается и можно сделать вывод о том, что средние арифметические значения интеллектуальных характеристик образа педагога дополнительного образования в двух группах существенно не различаются.Проведя дальнейший статистический анализ, расчеты которого не приводятся, чтобы не занимать много места в работе, можно сказать, что также статистически не различаются и все остальные показатели характеристик образа педагога, кроме показателей положительной и амбивалентной модальности.Окончательным этапом обработки данных является частотный анализ характеристик образа, позволяющий выявить типичный обобщенный образ педагога дополнительного образования в сознании подростков.Ниже приведен пример фрагмента частотного словаря характеристик образа педагога, составленного на основании имеющихся протоколов исследования по методике СОЧ(И).Частотный словарь определений, использовавшихся различными респондентами, позволяет сделать выводы о глубинных (половых: возрастных и т.д.) основаниях образа педагога дополнительного образования в сознании подростков. Аналогично приведенному примеру формируются частотные словари для обеих групп респондентов.Частотный словарь характеристик образа педагога дополнительного образования в сознании подростковТаблица 9 | № пп | к | т | э | в | с | п | другие | |||||||
| 1 | Наиме-нование | Кол-во | Наиме-нование | Кол-во | Наимено-вание | Кол-во | Наимено-вание | Кол-во | Наимено-вание | Кол-во | Наимено-вание | Кол-во | Наименование | Кол-во |
| Учи-тель, | 5 | Тихая | 1 | Весе-лый | 2 | Терпели-вый | 2 | Спра-вед-лив | 2 | Актив-ный | 3 | МужчинаЖенщина | 22 | |
Диагностика внимания и проведение коррекционной программы. Процедура и методы
исследования
Первоначально с испытуемым была проведена первичная диагностика. Использовались следующие методики:
Корректурная проба Бурдона.
Таблицы Шульте.
Таблицы Горбова – Шульте.
Тест Мюнстенберга.
После чего была предложена коррекционная пограмма.
Основными методами работы были выбраны упражнения и задания на формирование свойств внимания ...
Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.
Путь к счастью через терпенье.
Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка» (Афанасьев, 1992 б. С. 177-181). В сказке младшему сыну царя – Ивану-царевечу выпало в невесты взять лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить – не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да ...
Методы исследований.
Бывают формализованные (по правилам) и малоформализованные (определяют общую тематику). К формализ относятся: 1) тесты 2)опросники (анкета) 3) проективные методики 4) метод эксперимента. К малоформ 1) наблюдение 2) беседы 3) интервью. Тесты– в пер с англ испытание, проверка) предназначены для установления количеств и качест ...








