Возрастные особенности
Страница 1

ВОЗРАСТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ в психологии здоровья – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития (возраст). Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. Особенности возрастные образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.

В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования, что происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. Особенности возрастные не проявляются в чистом виде и не имеют абсолютного и неизменного характера; на них влияют культурно-исторические, этнические и социально-экономических факторы.[7]

Примером влияния конкретной исторической ситуации на особенности возрастные служат различия психологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений (анализ когортный). Индивидуально-психологические свойства, включая темп развития личности, также могут накладывать существенный отпечаток на особенности возрастные.[8]

Особое значение имеет учет особенностей возрастных при обучении и воспитании. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются при оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса.

ОСТАТОК ДНЕВНОЙ – от дневных впечатлений, ставших поводом к образованию сновидения.

ОСЯЗАНИЕ АКТИВНОЕ – способ формирования образа осязательного некоего предмета путем его преднамеренного ощупывания. При этом ведущую роль играют ощущения кинестетические.

ОСЯЗАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ – процесс формирования образу осязательного некоего предмета с помощью вспомогательных орудий» когда тактильные сигналы передаются к руке от ощупываемого предмета через это орудие.

ОСЯЗАНИЕ ПАССИВНОЕ – процесс формирования образа осязательного некоего предмета в результате перемещения его относительно неподвижной руки или пальцев Здесь одну из ведущих ролей играют ощущения тактильные.

ОТБОР – выделение чего-либо, кого-либо из некоей среды, общего числа, из некоего множества на основе некоих критериев, признаков.

ОТБОР ЕСТЕСТВЕННЫЙ – концепция Ч. Дарвина, согласно коей особи, наименее приспособленные для выживания в данных условиях, вымирают или истребляются и тем самым устраняются, уступая место более приспособленным, передающим свои признаки потомству.

ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ – разновидность отбора психологического – принятие кадровых решений на основе изучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению профессией, к выполнению профессиональных обязанностей и достижению нужного уровня мастерства. [9]Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, что ведутся в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих повышенной ответственности, здоровья, работоспособности и точности исполнения заданий, устойчивости эмоционально-волевой регуляции.

Страницы: 1 2 3


Стиль руководства как фактор эффективности коллектива и одна из характеристик руководителя
Стиль руководства характеризуется тем, как руководитель воздействует на свой коллектив, чтобы на основе широкого развертывания инициативы и активности подчиненных высокоэффективно реализовать цели, стоящие перед коллективом. Понятие стиля руководства охватывает широкий спектр действий. Эти действия в решающей мере определяются способнос ...

Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников
Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где использовались методики, позволяющие выявить особенности развития у них познавательных интересов. Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы. Пояснительная записка Интер ...

Математическая обработка данных эксперимента
Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни[16]. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы и экспериментальной группы, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 1. Таблица 1 Ранжирование баллов детей Контрольная группа (с нормальным сл ...