Возрастные особенности
Страница 2

Отбор профессиональный производится при комплексном использовании ряда критериев: медицинских, физиологических, педагогических и психологических. Его основа – конкретные нормативные характеристики профессии, позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы и процедуры отбора и проводить диагностику на соответствие конкретной профессиональной деятельности:

1) социальные – функции, задачи, цели;

2) операциональные – точность исполнения и временные, пространственные, логические характеристики;

3) организационные – гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда.

При использовании психологических критериев проводятся следующие мероприятия:

1)психодиагностика;

2) построение прогноза успешности деятельности в данной профессиональной области;

3) проверка прогноза по реальной эффективности выполнения профессиональной деятельности. При использовании методик диагностических нужно получить информацию об ориентациях ценностных личности, мотивационной составляющей профессионального выбора, чертах личностных.[10]

Процесс отбора профессионального может проводиться комплексом тестов аппаратурных, бланковых и опросных, а также с помощью эксперимента имитационного, воспроизводящего фрагменты, ситуации и этапы реальной деятельности профессиональной, при строгой регистрации визуально наблюдаемых и фиксируемых показателей функционального состояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы.

ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизиологических испытаний. Применяется в управлении, промышленности, авиации, армии, спорте, при комплектации некоих учебных заведений. Ему предшествует определение требований к кандидатам на базе психологического анализа предстоящей деятельности, а затем – подбор соответственных диагностических методик. Валидность этих методик проверяется на репрезентативной выборке.[11]

При этом различаются два типа учебных и профессиональных деятельностей:

1) тип первый – обусловливает требования индивидуально-психологических особенностей, почти не поддающихся развитию (например, требования к сохранению устойчивой и длительной работоспособности, необходимые для деятельности диспетчера, хирурга и пр.); психофизиологическим коррелятом этой особенности считается наличие определенных свойств системы нервной; здесь безусловно показан отбор психологический или профессиональный;

2) тип второй – обусловливает требования, коим может удовлетворить каждый психически нормальный человек, поэтому надобность в отборе психологическом возникает, когда период предстоящей деятельности относительно невелик – около 2-10 лет (служба в армии, спорт и пр.); в большинстве случаев этот срок недостаточен для развития нужных качеств, поэтому предпочтение отдается кандидатам с подходящим к моменту испытаний уровнем развития требуемых индивидуальных особенностей.

Как бы тщательно ни подготовлялся отбор психологический, достижение кандидатами успеха в деятельности зависит от наличия у них положительной мотивации, для выявления коей обычно применяются опросники и другие подобные методики. При любом изменении содержания деятельности программа отбора пересматривается. Вместе с отборов психологическим, как правило, проводится отбор по медицинским и физиологическим показателям, по образовательному цензу, по опыту работы, и пр. Решение о пригодности принимается по совокупности всех данных.

Страницы: 1 2 3


Теоретический обзор социально-психологической адаптации и личностной тревожности. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации.
В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Термин адаптация был заимствован из биологической наук ...

Анализ процесса мышления
Рассмотрев характеристики мысли как результативного образования и найдя, хотя бы в первом приближении, необходимый минимум эмпирической определенности, можно сделать следующий шаг – перейти от этого относительно статичного итогового среза к процессу его становления. Такое продвижение "сверху вниз" именно благодаря большей ста ...

Позиции полемистов
Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций и взглядов его участников. Очень точно об этом сказал замечательный композитор Д.Б. Кабалевский: "Если мой собеседник, (особенно если это относится к учителю, лектору) не насилует мою мысль, вызывает меня на размышление и даже на спор - это отлично. Но при эт ...