Роль темперамента в процессе учебной деятельности.
Страница 1

Темперамент- совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности [35; 156].

Темперамент в переводе с латинского означает "смесь, соразмеренность". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, определяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент. [4;68]

Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; историка; эмоциональность. От темпе­рамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их ус­тойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психи­ческих процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие осо­бенности психики.

Свойства, темперамента, как и любые психические свойства, пред­ставляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут, тем не менее, в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одина­ковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные осо­бенности.

Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономер­ностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. Причина ин­дивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин [27;53] относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную воз­будимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настрое­ния, состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики.

Свойства темперамента зависят от свойств организма в целом. В современной психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в зависимости от условий развития. Так, например, Вундт считал, что у одного и того же человека в разное время могут проявляться все четыре типа, темперамента [27;63]. Разница между свойствами темперамента и другими индивидуально-психологическими особенностями может заключаться только в том, как, на основе взаи­мосвязей, условий жизни и деятельности складывается та или иная груп­па индивидуальных психологических особенностей.

Свойства, темперамента отличаются от мотивов и отношений личности и черт характера. Отличается темперамент и от способностей. Следова­тельно, к темпераменту, относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, они внешне спокойны, уравновешены, даже медлительны, они редко смеются, взгляд их строг и холоден, движе­ния скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно, такие люди наоборот очень подвижны, беспокой­ны, шумливы, всегда оживлены, т. е. от темперамента зависит характер протекания психической деятельности. Различают следующие свойства темперамента

Страницы: 1 2 3


Методические рекомендации по проведению игр
Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому наша программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При ...

Образ педагога в сознании учеников
Поведение участника педагогического процесса во многом зависит от ощущения красоты, добра, справедливости, правды, любви, достоинства, свободы. Каждый ученик индивидуально воспринимает и отображает в своем сознании мир, ощущает, понимает и объясняет его, сознает свое место в нем, формирует свое мировоззрение, свое мировосприятие, свое м ...

Стыд
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике [9]. Дарвин и многие другие исследователи стыда отмечали, что, стыдясь, человек испытывает повышенные ч ...