Введение
Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики: на современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, музыкального произведения и изобразительного искусства.
Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования художественного произведения и определения типа мышления и способности его к творчеству (тест на IQ Айзенка).
Объект исследования – динамика развития творческого мышления студентов.
Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретирования драматических произведений.
Гипотеза исследования:
Процесс развития творческого мышления студентов будет протекать более эффективно, если:
- теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в интерпретационной деятельности студентов;
- система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретирования художественного произведения, она позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения художественного текста;
- в ходе интерпретирования будет реализован исследовательский и дивергентный методы, последний направлен на развитие у студента умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на различных уровнях рассмотрения художественного произведения. Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию.
Задачи исследования:
1. рассмотреть современные концепции творчества и творческого мышления и выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности;
2. изучить состояние проблемы интерпретации художественного произведения в философии, литературоведении, разработать методику развития креативности студентов в процессе интерпретации художественного произведения;
3.изучить типы мышления и уровень интеллекта в различных контрольных группах.
4. провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу составили:
- принцип единства теории и практики;
- концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса;
- идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений;
- исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления;
В процессе работы были использованы различные методы исследования:
- аналитический;
- эмпирический: наблюдение, эксперимент;
- методы математической обработки результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования:
- разработана модель развития творческого мышления студентов в процессе интерпретирования художественного произведения;
- доказана положительная роль интерпретации в процессе развития творческого мышления;
- разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности студентов.
Практическая значимость работы:
- обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения;
- результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.
Базой исследования явились группы педагогического факультета по специальностям: учитель музыки, учитель информатики и учитель начальных классов Ростовского педагогического колледжа, в качестве испытуемых выступали 3-е курсы этих факультетов. Контрольная группа – 15 студентов.
Проблема взаимосвязи адаптации и самооценки в раннем юношеском возрасте. Психологическая характеристика ранней юности
Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, данный возраст был определен как 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек (Кулагина И.Ю.1999)
. Психологи расходятся в ...
Основные этапы, материал и методы исследования
Исследование проводилось в два этапа. На I этапе (2000 – 2001 гг.) осуществлялся анализ данных медицинской документации: архивных историй болезни, свидетельств о болезни клиники психиатрии ВМедА, психиатрического отделения 442 ОВКГ и районных военных комиссариатов Санкт-Петербурга, а также карт амбулаторного наблюдения за больными, сост ...
Анализ результатов исследовательской деятельности. Содержание
проблемы исследования
В последние годы в российской системе образования наметилось значительное усиление внимания к общегуманистическим аспектам профессиональной деятельности социального педагога, ориентированной не только на обучение и воспитание, но и социализацию личности ребенка. Социально-экономические и политические изменения, происходящие сегодня в об ...


