Введение

Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики: на современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, музыкального произведения и изобразительного искусства.

Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования художественного произведения и определения типа мышления и способности его к творчеству (тест на IQ Айзенка).

Объект исследования – динамика развития творческого мышления студентов.

Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретирования драматических произведений.

Гипотеза исследования:

Процесс развития творческого мышления студентов будет протекать более эффективно, если:

- теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в интерпретационной деятельности студентов;

- система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретирования художественного произведения, она позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения художественного текста;

- в ходе интерпретирования будет реализован исследовательский и дивергентный методы, последний направлен на развитие у студента умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на различных уровнях рассмотрения художественного произведения. Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию.

Задачи исследования:

1. рассмотреть современные концепции творчества и творческого мышления и выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности;

2. изучить состояние проблемы интерпретации художественного произведения в философии, литературоведении, разработать методику развития креативности студентов в процессе интерпретации художественного произведения;

3.изучить типы мышления и уровень интеллекта в различных контрольных группах.

4. провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.

Теоретико-методологическую основу составили:

- принцип единства теории и практики;

- концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса;

- идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений;

- исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления;

В процессе работы были использованы различные методы исследования:

- аналитический;

- эмпирический: наблюдение, эксперимент;

- методы математической обработки результатов эксперимента.

Теоретическая значимость исследования:

- разработана модель развития творческого мышления студентов в процессе интерпретирования художественного произведения;

- доказана положительная роль интерпретации в процессе развития творческого мышления;

- разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности студентов.

Практическая значимость работы:

- обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения;

- результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.

Базой исследования явились группы педагогического факультета по специальностям: учитель музыки, учитель информатики и учитель начальных классов Ростовского педагогического колледжа, в качестве испытуемых выступали 3-е курсы этих факультетов. Контрольная группа – 15 студентов.


Особенности восприятия сверстника и самосознания ребенка
К концу дошкольного возраста у ребенка складываются определенные, более или менее устойчивые представления о самом себе. Причем эти представления имеют не просто когнитивный, но и оценочный характер. Самооценка зарождается и развивается в контексте общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, б ...

Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте
В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные каче ...

Анкета-опросник
1. Укажите, пожалуйста, Ваш: а) пол б) возраст в) профессию 2. На Ваш взгляд алкоголизм это: а) болезнь б) увлечение спиртными напитками в) дурная, вредная привычка г) обыкновенная привычка, не хуже остальных 3. Наиболее уязвимой категорией, подверженной алкоголизму, являются: а) подростки б) женщины в) мужчины 4. Согласны ...