Введение

Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики: на современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, музыкального произведения и изобразительного искусства.

Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования художественного произведения и определения типа мышления и способности его к творчеству (тест на IQ Айзенка).

Объект исследования – динамика развития творческого мышления студентов.

Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретирования драматических произведений.

Гипотеза исследования:

Процесс развития творческого мышления студентов будет протекать более эффективно, если:

- теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в интерпретационной деятельности студентов;

- система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретирования художественного произведения, она позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения художественного текста;

- в ходе интерпретирования будет реализован исследовательский и дивергентный методы, последний направлен на развитие у студента умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на различных уровнях рассмотрения художественного произведения. Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию.

Задачи исследования:

1. рассмотреть современные концепции творчества и творческого мышления и выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности;

2. изучить состояние проблемы интерпретации художественного произведения в философии, литературоведении, разработать методику развития креативности студентов в процессе интерпретации художественного произведения;

3.изучить типы мышления и уровень интеллекта в различных контрольных группах.

4. провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.

Теоретико-методологическую основу составили:

- принцип единства теории и практики;

- концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса;

- идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений;

- исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления;

В процессе работы были использованы различные методы исследования:

- аналитический;

- эмпирический: наблюдение, эксперимент;

- методы математической обработки результатов эксперимента.

Теоретическая значимость исследования:

- разработана модель развития творческого мышления студентов в процессе интерпретирования художественного произведения;

- доказана положительная роль интерпретации в процессе развития творческого мышления;

- разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности студентов.

Практическая значимость работы:

- обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения;

- результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.

Базой исследования явились группы педагогического факультета по специальностям: учитель музыки, учитель информатики и учитель начальных классов Ростовского педагогического колледжа, в качестве испытуемых выступали 3-е курсы этих факультетов. Контрольная группа – 15 студентов.


Психоаналитические теории алкоголизации
С точки зрения психоаналитического направления влечение к алкоголю выступает как возврат к более ранним стадиям развития, к детским сексуальным переживаниям. Влечение к алкоголю выступает как средство защиты собственного «Я» от окружающего мира. Так, согласно одной из концепций, алкоголизм рассматривается как способ бегства от гомосексу ...

Понятие «тревоги» и «тревожности». Ее особенности в детском возрасте
Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различие зафиксировано соответственно в понятиях «тре ...

Анализ и интерпретация данных
Особенности восприятия времени Полученные экспериментальные данные позволили поделить выборку на 3 равноколичественные группы по признаку точности восприятия времени. После просчета описательной статистике были получены следующие результаты: средняя точность по всей выборке составила 98%, стандартное отклонение 12,8. (табл.3.1). К перв ...