Введение
Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики: на современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, музыкального произведения и изобразительного искусства.
Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования художественного произведения и определения типа мышления и способности его к творчеству (тест на IQ Айзенка).
Объект исследования – динамика развития творческого мышления студентов.
Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретирования драматических произведений.
Гипотеза исследования:
Процесс развития творческого мышления студентов будет протекать более эффективно, если:
- теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в интерпретационной деятельности студентов;
- система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретирования художественного произведения, она позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения художественного текста;
- в ходе интерпретирования будет реализован исследовательский и дивергентный методы, последний направлен на развитие у студента умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на различных уровнях рассмотрения художественного произведения. Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию.
Задачи исследования:
1. рассмотреть современные концепции творчества и творческого мышления и выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности;
2. изучить состояние проблемы интерпретации художественного произведения в философии, литературоведении, разработать методику развития креативности студентов в процессе интерпретации художественного произведения;
3.изучить типы мышления и уровень интеллекта в различных контрольных группах.
4. провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу составили:
- принцип единства теории и практики;
- концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса;
- идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений;
- исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления;
В процессе работы были использованы различные методы исследования:
- аналитический;
- эмпирический: наблюдение, эксперимент;
- методы математической обработки результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования:
- разработана модель развития творческого мышления студентов в процессе интерпретирования художественного произведения;
- доказана положительная роль интерпретации в процессе развития творческого мышления;
- разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности студентов.
Практическая значимость работы:
- обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения;
- результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.
Базой исследования явились группы педагогического факультета по специальностям: учитель музыки, учитель информатики и учитель начальных классов Ростовского педагогического колледжа, в качестве испытуемых выступали 3-е курсы этих факультетов. Контрольная группа – 15 студентов.
Функциональные состояния человека
Эмоциональные состояния.
Эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического (эмоционального) состояния.
На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впе ...
Приложения
Приложение 1
КАРТА КАТАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
I. Паспортные данные
В/звание, Ф.И.О. пациента
Дата рождения
Месяц и год призыва на ВС
Месяц и год увольнения из ВС
Должность в период службы и род войск
II. Анамнестические сведения
Наследственность: шизофрения (1), МДП (2), эпилепсия (3), алкоголизм (4), суициды (5), характеро ...
Критерии выявления застенчивых детей
Первый вопрос, который возникает перед педагогом и практическим психологом: каких детей следует отнести к группе застенчивых, а каких — к группе незастенчивых? Опираясь на жизненный опыт и на имеющиеся в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей.
♦ В их поведении обычно отража ...