Заключение

Пожилой возраст – это возраст «социальных потерь», обусловленный сменой статуса и ролей.

К проблеме психосоциального развития личности в пожилом возрасте подходили такие ученые как И.И. Мечников, А.А. Богомолец, В.В. Болтенко, А.Г. Нагорный, Э. Эриксон, Г. Крайг, В.Д. Шапиро.

По мнению ученых, развитие личности продолжается всю жизнь, но в период поздней взрослости оно обретает особую значимость, в связи с образованием новых структур.

- Доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.

- В пожилом возрасте удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к ней зависит от ряда факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое и семейное положение, позитивное функционирование, уровень общения с окружающими и потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа.

- Целостность личности достигается путем успешного разрешения нормативных кризисов пройденных стадий развития.

- Период после выхода на пенсию составляет в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у женщин.

- Подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей: сбрасывание оборотов, перспективное планирование, жизнь в ожидании пенсии.

- Выход на пенсию предполагает приобретение нового социального статуса.

- Выход на пенсию может сопровождаться как позитивным, так и негативным эмоциональным состоянием. Это зависит от отношения к работе на протяжении всей жизни.

- Семейные отношения в период поздней взрослости дают человеку чувство защищенности, стабильности и прочности.

- Большинство пожилых пар, вырастивших детей, показывают более сильное чувство удовлетворенности и гармонии.

- Существуют такие роли бабушек и дедушек как: присутствие, семейная «национальная гвардия», арбитры, сохранение семейных традиций и истории.

- Смерть брачного супруга приводит к приобретению нового статуса – вдовы или вдовца.

- Вероятность овдоветь для женщин в несколько раз больше, чем для мужчин.

- Вдовы реже вдовцов снова выходят замуж.

- Старики испытывают особую потребность проводить много времени в размышлениях о прошлой жизни.


Психосоциальная диагностическая ось
Систематизация научных данных о факторах, предрасполагающих к формированию и хронизации пограничных психических расстройств, позволила ряду авторов отметить значимость социальных условий и особенностей микросреды для разных категорий больных. По мнению Ю.П.Лисицина (1995), именно эти факторы на 85-90 % определяют динамику патологических ...

Психологические факторы, определяющие процесс усвоения учебного материала.
Как было отмечено в начале, была выдвинута гипотеза , что существует связь между темпераментом ученика, особенностями его восприятия, внимания и памяти и имеющимися и имеющимся у него трудностями в изучении языка. Целью исследования является проверка данной гипотезы. Прежде, чем обратиться к методам, которые были использованы при этом, ...

Проблема диагностики
В рамках программы "Здоровое поколение" в 2004 году в кабинете психотерапии проводилось диспансерное обследование и наблюдение подростков 1992 - 1993 гг. рождения. Это новое направление в работе кабинета обусловлено всё возрастающей социальной напряжённостью, увеличением количества психопатологических проявлений у населения, в ...