Статистические методы, примеры их применения для принятия решения
Страница 1

Материалы по психологии » Статистика в обработке материалов психологических исследований » Статистические методы, примеры их применения для принятия решения

Первый тип задач

Допустим, что школьному психологу нужно представить краткую информацию о развитии психомоторных функций учащихся шестых классов. В этих классах обучается 50 учеников. В процессе выполнения своей программы психолог провел диагностическое изучение дви­гательной скорости, применив ранее описанную методику (описание дано на первой странице данного раздела).

Для реализации своей программы психологу надлежало получить количественные характеристики, свидетельствующие о состоянии изучаемой функции — ее центральной тенденции, величины, показы­вающей размах колебания, в пределах которого находятся данные от­дельных учеников, и то, как распределяются эти данные. Какими ме­тодами вести обработку, зависит от того, в какой статистической шкале измерены значения исследуемого признака. Визуальное озна­комление с полученными данными показывает, что возможно вычис­ление среднего арифметического

, выражающего центральную тен­денцию, и среднеквадратического отклонения

, показывающего размах и особенности варьирования экспериментальных результатов.

Нельзя ограничиться вычислением только среднего арифметиче­ского, так как оно не дает полных сведений об изучаемой выборке.

Вот пример.

В одном купе вагона поместилась бабушка 60 лет с четырьмя внука­ми: один — 4 лет, двое — по 5 лет и один — 6 лет. Среднее арифметиче­ское возраста всех пассажиров этого купе 80/5= 16.

В другом купе расположилась компания молодежи: двое — 15-летних, один — 16-летний и двое — 17-летних. Средний возраст пассажиров это­го купе также равен 80/5= 16. Таким образом, по средним арифметическим пассажиры этих купе как бы и не отличаются. Но если обратиться к особенностям варьирования, то сразу можно установить, что в одном купе возраст пассажиров варьируется в пределах 56 единиц, а во вто­ром — в пределах 2.

Для вычисления среднего арифметического применяется формула:

" х = ∑ х / n

а для среднеквадратического отклонения формула:

σ = √∑ (х - " х )2 / n

В этих формулах "х означает среднее арифметическое, х — каждую величину изучаемого ряда, ∑ означает сумму; σ означает среднеквадратическое отклонение; буквой n обозначают число членов изучаемо­го ряда.

Ниже представлен весь ход его обработки.

В опытах участвовало 50 испытуемых. Каждый из них выполнил 25 проб, по 1 мин каждая. Вычислено среднее для каждого испытуемого. Полу­ченный ряд упорядочен, и все индивидуальные результаты представле­ны в последовательности от меньшего к большему.

85-93-93-99-101-105-109-110-111-115-115-116-116-117-117-117-118-119-121-121-122-124-124-124-124-125-125-125-127-127-127-127-127-128-130-131-132-132-133-134-134-135-138-138-140-143-144-146-150-158.

Для удобства дальнейшей обработки эти первичные данные соеди­нены в группы. Благодаря группировке отчетливее выступает присущее данному ряду распределение величин и их численностей. Отчасти упро­щается и вычисление среднего арифметического и среднеквадратиче­ского отклонения. Этим компенсируется количественное искажение ин­формации, неизбежное при вычислениях на сгруппированных данных.

При выборе группового интервала следует принять во внимание такие соображения. Если ряд не очень велик, например содержит до 100 элементов, то и число групп не должно быть очень велико, напри­мер порядка 8-12. Желательно, чтобы при группировании начальная величина — при соблюдении последовательности от меньшей величи­ны к большей — была меньше самой меньшей величины ряда, а самая большая — больше самой большой величины изучаемого ряда. Если ряд, как в данном случае, начинается с 85, группирование нужно на­чать с меньшей величины, а поскольку ряд завершается числом 158, то и группирование должно завершаться большей величиной. В ряду, который нами изучается, с учетом высказанных соображений можно выбрать групповой интервал в 9 единиц и произвести разбивку ряда на группы, начав с 83. Тогда последняя группа будет завершаться ве­личиной, превышающей значение последней величины ряда (т. е. 159). Число групп будет равно 9. В табл. 1 представлены группы в их после­довательности и все другие величины для вычисления среднего ариф­метического и среднеквадратического отклонения. Таблица состоит из 8 столбцов.

1-й столбец — группы, полученные после разбиения изучаемого ряда.

Страницы: 1 2 3 4


Внутренняя переработка и осмысление
Третий этан приобретает особое значение именно для процесса социальной адаптации человека. Это определяется спецификой самой социальной среды, а также особенностями социального взаимодействия. Социальная среда более подвижна и неустойчива, чем биологическая. Чтобы взаимодействовать с такой средой, индивид должен быть способен так же бы ...

Удовлетворенность трудом и преданность организации как составляющие корпоративной культуры
Каждая организация имеет свою корпоративную культуру, и, исходя из классификаций типов корпоративных культур можно отметить, что любая из корпоративных культур имеет свои неповторимые особенности, отличающие ее от корпоративных культур других организаций. Данные особенности можно выявить путем изучения различных аспектов, элементов, кот ...

Специфика внутренней картины болезни. Понятие «внутренняя картина болезни»
Большинство исследователей понимают под внутренней картиной болезни все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу, - весь тот огромны ...