О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения
Страница 2

Материалы по психологии » Сущность и роль темперамента в деятельности человека » О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения

С другой стороны, такое свойство темперамента, как темп реагирования, или скорость реакции, С. Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до выполнения задачи. Например, подавалась такая команда: “Возьми два кубика, один положи на скамейку, другой дай мне”. Задачи были разной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их выполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.

В обеих задачах регистрировалась скорость выполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, отвага и смелость.

Эти сравнительно простые и протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможность количественного описания отдельных свойств темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей.

В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является, несомненно, наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает или проявляет интерес к определенным сторонам жизни, ничего не говорит о его темпераменте, так как эти черты зависят от характера, интересов или мотивации ребенка. В то же время, если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента.

Успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Страницы: 1 2 


Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке (по Курашову В.И.).
Как говорилось выше, а строго научном смысле в многонациональном, многоконфессиональном и полиэтическом государстве, каким была и остается Россия, не может быть общенационального российского менталитета. Однако тысячелетнее совместное проживание и бытие многих народов России сформировали у них как общие, так и особенные специфические че ...

Социометрия
Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Проблема лидерства является одной из важней ...

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы подростков
Изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы личности подростка было организовано в МОУ Комской СОШ № 4 в 8 и 9 классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки обследуемых - 13 - 15 лет. В исследовании участвовало 26 подростков. Из них 5 девочки и 21 мальчика. В данной группе подростков было проведено обследова ...