Методики
Страница 1

1. Задания с предметами быта:

Цель: выявить усвоение ребенком специфических функций и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимости действий.

а) Стимульный материал: набор карточек с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом ит. д. Попросить ребенка показать предметы, которые мы описываем по способу их употребления.

Инструкция: «Покажи мне, чем мама тебя причесывает?»

Задание демонстрирует усвоение ребенком конкретных функциональных значений предметов.

б) Стимульный материал: набор карточек с изображением разноцветных геометрических фигур.

Попросить ребенка разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник и квадрат, указывая на соответствующую фигуру.

Инструкция: «Сюда положи все круги, такие же как этот, сюда все похожие на треугольник, а сюда все квадраты».

Затем смешать карточки и положить перед ребенком красную, синюю и белую фигуры.

Инструкция: «Сюда положи все белые фигуры, сюда все синее, сюда красные», указывая на соответствующие цвета.

Задание демонстрирует способность ребенка к сортировке по форме и цвету.

в) Стимульный материал: набор карточек, где изображено по одному кружку, котенку, мальчику и т. д. и карточки с несколькими кружками, котятами, мальчиками.

Инструкция: «Покажи картинку, где один кружок, котенок, мальчик».

«Покажи картинку, где много кружков, котят, мальчиков».

Задание демонстрирует элементарное понимание количественных отношений.

2. Исследование движений и действий (динамическая организация двигательного акта).

а) «перебор пальцев» - поочередное прикосновение большим пальцем ко ІІ, ІІІ, IV и V пальцам (15 серий движений), которые должны проводиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2 – 3 серии), а потом в максимально быстром темпе.

Инструкция: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем – раз, два, три, четыре».

б) графические пробы. Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев «цепочки», «заборчики».

Инструкция: «Посмотри, я рисую заборчик».

«А теперь ты нарисуй такой же».

3. Исследование конструктивного праксиса.

а) рисование без образца: «домик», «человечек».

Инструкция: «Нарисуй домик, человечка».

б) складывание разрезных картинок.

Цель: выявление уровня сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, специфики сформированности пространственных представлений (способности соотношения частей и целого и оценки их пространственных взаимоотношений).

Стимульный материал: комплекты картинок, разрезанные на 2, 3 и 4 части. Одно изображение не предназначено для разреза и является эталоном. Задания усложняются не только числом частей, но и конфигурацией разреза, а также характером изображения.

Инструкция: «Вот тут один мальчик разрезал картинку, надо ее сложить».

в) решение конструктивных задач.

Методика Кооса.

Цель: определение уровня сформированности конструктивного пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

Стимульный материал: набор четырехцветных кубиков (9 штук), альбом цветных узоров (12 узоров), расположенных в порядке усложнения.

Инструкция: «Посмотри, на картинке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков. Попробуй сложить точно такой же».

4. Исследование памяти.

а) Попросить ребенка выполнить несколько действий подряд.

Инструкция: «Встань со стула, обойди стол кругом, возьми книгу, подойди с ней к двери, постучи рукой в дверь, открой ее и вернись на место».

б) Инструкция: «Расскажи мне с кем ты живешь дома», «Что ты кушаешь на завтрак?», «Во что ты любишь играть?», «Назови свое имя и фамилию».

Инструкция: «Я скажу тебе предложение, а ты послушаешь и повторишь».

Страницы: 1 2


Результаты исследования и их психологическая интерпретация
С целью определения уровня адаптированности личности нами был использован "коэффициент групповой адаптации", полученный по методике С. Розенцвейга. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемы ...

Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.
Путь к счастью через терпенье. Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка» (Афанасьев, 1992 б. С. 177-181). В сказке младшему сыну царя – Ивану-царевечу выпало в невесты взять лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить – не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да ...

Сказка о Склинфах.
В некотором Пространстве, неведомом мире жили-были Склинфы. Они были очень веселые и подвижные существа – а как же иначе жить в Мире полном красок, цветов и постоянных Игр. А играть Склинфы очень любили: они гонялись друг за другом по своему Миру, то, порхая как бабочки, то, стремительно несясь между листвы любимых деревьев. А еще любил ...