Диагностические системы и методики исследования особенностей когнитивного развития ребенка
Страница 1

Материалы по психологии » Исследование готовности ребенка к школе » Диагностические системы и методики исследования особенностей когнитивного развития ребенка

Успешность учебно-воспитательной работы в существенной мере зависит от того, насколько хорошо учитель знает уровень умственного развития первоклассников. В связи с этим встают задачи диагностики особенностей когнитивного развития ребенка.

В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику психической, в том числе интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Для диагностики уровня сформированности произвольности можно использовать методику Д.Б. Эльконина, которая известна под названием «графический диктант».

Методика 1. Графический диктант

Суть этой методики в следующем. Детям дается лист бумаги в клеточку. Указывается точка отсчета. Учитель показывает ее на доске, где работает с одним из учеников (на доске имеется увеличенная копия листка). После этого идет «диктант»: куда должен двигаться ребенок от указанной точки отсчета. Например, учитель говорит: «Вверх на клеточку; на две клеточки вправо, на одну влево и т.д.» Дети, следуя по маршруту, указанному учителем, создают какой-то узор. После этого предлагается работать самостоятельно. Всего выполняется три-четыре задания.

Методика 2. Задание с кубиками

Субтест позволяет проследить план действий испытуемого, уровень выполнения умственного действия:

- наглядно-действенный;

- наглядно-образный.

Стимульный материал субтеста допускает разные варианты. Это могут быть кубики, карандаши, палочки. Наиболее удобно пользоваться кубиками Кооса. Количество предметов должно быть не меньше 10.

Психолог открывает коробку с кубиками (карандашами, счетными палочками). Обращает на них внимание ребенка.

Инструкция: "Я возьму несколько кубиков из этой кучки. Остальные пока оставлю, может они нам понадобятся. Положу тебе 5 кубиков, себе 3 кубика. Как сделать, чтобы кубиков у нас стало поровну?", (дети предлагают два варианта ответа).

Можно по-другому сделать поровну?

При отрицательном ответе предложить следующее задание.

Отметить в регистрационном листе способ выполнения и количество предложенных ребенком вариантов решений.

Методика 3. Запоминание 10 слов

Методика, разработанная А. Р. Лурия, дает возможность получить данные о развитии механической памяти. Субтест используется в варианте трехкратного повторения 10 слов при запоминании и отсроченном воспроизведении через 30 минут. Динамика запоминания и воспроизведения характеризует особенности работоспособности, внимания. Диагностические критерии: максимальное количество воспроизведенных слов при запоминании, а также количество слов при отсроченном воспроизведении.

Стимульный материал составляет список из 10 слов.

Инструкция: "Сейчас мы с тобой будем запоминать слова. Я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке". Всего ребенку дается три предъявления данного порядка слов.

Варианты наборов слов:

год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын;

сад, чай, река, стол, дверь, сестра, ягода, коза, нож, пчела;

лес, хлеб, окно, стул, брат, конь, вода, игла, мед, гриб.

Продолжение инструкции после первого и второго воспроизведения: "Сейчас я снова прочту те же самые слова и ты опять повторишь их, и те, которые уже назвал, и те, которые пока пропустил. Все слова, в любом порядке"

Методика 4. Последовательные картинки

Методика предложена А.Н.Бернштейном. Субтест направлен на выявление умения организовывать части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное схватывание материала, понимание и предвосхищение событий, уровень развития, степень дифференцированности и обобщенности восприятия.

В качестве стимульного материала используется серия картинок "Снеговик", состоящая из четырех карточек.

Картинки выкладываются перед детьми на столе всегда в одной и той же последовательности. Порядок предъявления: 2, 3, 1, 4. Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, тебе надо положить их так, чтобы получилась история. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

Страницы: 1 2


Профессионально важные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК. Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем ПВК является одним ...

Экспериментальная работа по коррекции профессионально важных качеств личности руководителя
Приняв во внимание, те изменения, которые происходят с личностью руководителя в процессе профессионального роста, мы разработали тренинговую программу. Одним из главных направлений подготовки специалистов и повышения управленческих знаний является внедрение методов активного обучения. Опыт показывает, что наиболее эффективными являются ...

Свойства личности
Свойства – это наиболее широкое понятие, присущие личности (индивиду), ее черта, обусловливающая ее сходство или различие с другими личностями. Под свойством личности С.Л. Рубинштейн понимает способность отвечать при определенных условиях на генерализованные воздействия определенной психической деятельность. Свойства ощущений. Качеств ...