Общая схема диагностического процесса в работе с
семьейСтраница 2
отношение к субъекту жалобы чаще негативное;
отношение к консультанту утилитарное.
3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности:
жалобы на ребенка;
фаталистический самодиагноз;
хочет помочь, но бессилен;
просьба помочь ребенку;
отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;
отношение к консультанту деловое;
гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.
4. Синдром нелюбящего родителя:
жалобы те же, что в предыдущем случае;
в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие поведения ребенка должному;
в качестве самодиагноза: "злая воля»;
добавляются: "аномалия", "генетическая запрограммированность»;
отношение к ребенку с антипатией, неуважением;
отношение к консультанту - ригидное;
запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.
5. Синдром неуверенного родителя:
жалоба на ребенка;
несоответствие ребенка идеалу;
самодиагноз - неверные действия, слабость;
проблема: не знаю, как .;
запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;
отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;
отношение к консультанту адекватное.
6. Синдром личностного неблагополучия:
жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).
Вывод: Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания
индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские проблемы. Следует продумать и систему хранения информации: магнитофонные записи, карточки, графики, и др. Любая диагностическая информация - это повод к размышлению и практическому действию.
Диагностика взаимодействия родителей с детьми (основные направления диагностики взаимодействия в системе родитель - ребенок)
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и хар-ки родительско-детских отношений и взаимодействия. В групповой работе с родителями основной акцент делается на диагностики сферы отношений и взаимодействий.
Методики диагностики родительско-детского взаимодействия и отношений тесно связаны с психокоррекционной работе, поэтому желательно, чтобы они были не только конструктирующими, т.е. раскрывали картину существующих отношений, но и эвристическими - дающими и расширяющими возможность понимания окружающего мира не только для психолога, но и для обследуемого человека,
В этой сфере исследования появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррекционной самой процедуры исследования или, по крайней мере, отсутствие негативного влияния на клиента.
А.Г. Шмелев указывает на необходимость соблюдения определенной пропорции стандартизированных и клинико-диагностических методов психодиагностики, а также самой коррекционной терапевтической работы, которая должна находиться в адекватном соответствии с:
содержание запроса клиента
психологическим содержанием и динамикой самого проблемного комплекса который хар-ет текущее состояние семьи
Статистические методы, примеры их применения для принятия решения
Первый тип задач
Допустим, что школьному психологу нужно представить краткую информацию о развитии психомоторных функций учащихся шестых классов. В этих классах обучается 50 учеников. В процессе выполнения своей программы психолог провел диагностическое изучение двигательной скорости, применив ранее описанную методику (описание дано н ...
Функциональная оценка психического состояния
Принцип системности проведения функционально-диагностических исследований в психиатрической клинике предполагает необходимость изучения особенностей адаптивного реагирования на различных (поведенческом, личностно-психологическом, психофизиологическом и биологическом) уровнях (Воловик В.М., 1985). Поэтому используемые методы должны обесп ...
Приемы воздействия на участников спора
Знание психологии собеседников помогает подыскать наиболее убедительные для них аргументы, построить правильную стратегию поведения в споре, выбрать наиболее эффективную тактику.
Подбирая те или иные доводы, нужно заботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум слушателей, но и на их чувства. Вы, наверное, замечали, что е ...