Общая схема диагностического процесса в работе с семьей
Страница 2

Материалы по психологии » Задачи и виды деятельности психолога в образовании » Общая схема диагностического процесса в работе с семьей

отношение к субъекту жалобы чаще негативное;

отношение к консультанту утилитарное.

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности:

жалобы на ребенка;

фаталистический самодиагноз;

хочет помочь, но бессилен;

просьба помочь ребенку;

отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;

отношение к консультанту деловое;

гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.

4. Синдром нелюбящего родителя:

жалобы те же, что в предыдущем случае;

в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие поведения ребенка должному;

в качестве самодиагноза: "злая воля»;

добавляются: "аномалия", "генетическая запрограммированность»;

отношение к ребенку с антипатией, неуважением;

отношение к консультанту - ригидное;

запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.

5. Синдром неуверенного родителя:

жалоба на ребенка;

несоответствие ребенка идеалу;

самодиагноз - неверные действия, слабость;

проблема: не знаю, как .;

запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;

отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;

отношение к консультанту адекватное.

6. Синдром личностного неблагополучия:

жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).

Вывод: Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания

индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские проблемы. Следует продумать и систему хранения информации: магнитофонные записи, карточки, графики, и др. Любая диагностическая информация - это повод к размышлению и практическому действию.

Диагностика взаимодействия родителей с детьми (основные направления диагностики взаимодействия в системе родитель - ребенок)

Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и хар-ки родительско-детских отношений и взаимодействия. В групповой работе с родителями основной акцент делается на диагностики сферы отношений и взаимодействий.

Методики диагностики родительско-детского взаимодействия и отношений тесно связаны с психокоррекционной работе, поэтому желательно, чтобы они были не только конструктирующими, т.е. раскрывали картину существующих отношений, но и эвристическими - дающими и расширяющими возможность понимания окружающего мира не только для психолога, но и для обследуемого человека,

В этой сфере исследования появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррекционной самой процедуры исследования или, по крайней мере, отсутствие негативного влияния на клиента.

А.Г. Шмелев указывает на необходимость соблюдения определенной пропорции стандартизированных и клинико-диагностических методов психодиагностики, а также самой коррекционной терапевтической работы, которая должна находиться в адекватном соответствии с:

содержание запроса клиента

психологическим содержанием и динамикой самого проблемного комплекса который хар-ет текущее состояние семьи

Страницы: 1 2 3


Советы Дейла Карнеги
Известный американский психолог Дейл Карнеги в третий части своей книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которая называется «12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения», предлагает очень интересные суждения, выводы и правила по поводу спорных ситуаций, поэтому я обратила на них вним ...

Особенности поведения детей из детского дома
Результаты наблюдения за свободным взаимодействием детей, живущих в семье и в детском доме, выявили серьезные качественные и количественные отличия. В первую очередь для детей, растущих в детском доме, характерно равнодушное и даже пренебрежительное отношение к сверстникам. Они как бы не видят и не слышат друг друга. Если в детском саду ...

Психосоциальная диагностическая ось
Систематизация научных данных о факторах, предрасполагающих к формированию и хронизации пограничных психических расстройств, позволила ряду авторов отметить значимость социальных условий и особенностей микросреды для разных категорий больных. По мнению Ю.П.Лисицина (1995), именно эти факторы на 85-90 % определяют динамику патологических ...