Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.
Страница 1

Материалы по психологии » Российская ментальность в сказках современной молодежи » Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.

Национально-психологические особенности русского народа формировались в течение многих веков. К условиям, в которых происходило становление русского национального характера, можно отнести природно-географическую среду, виды производственной деятельности, распространенные в России, идеологию и исторические события, оставившие след в психологическом облике русских.

В средней, северо-западной и северо-восточной европейской части России, где в древности проживали русские, климатические условия характеризовались коротким теплым летом и достаточно продолжительной зимой. Эти условия вынуждали напряженно трудиться в летние месяцы и вести размерянный и порой расслабленный трудовой образ жизни в зимнее время. Влияние природно-географического фактора обусловило появление в национальном темпераменте таких особенностей, как уравновешенность, терпеливость, сдержанность, интровертированность, чувствительность, умеренность в выражении эмоций и чувств. Наличие широких просторов способствовало не очень уважительному отношению к природным ресурсам.

Основным видом производственной деятельности, в котором было занято население в древней Руси, являлось сельское хозяйство. Такой труд формировал физическую выносливость, умение сконцентрировать свои усилия на определенный период и интенсивно работать в этот промежуток времени. Занятия сельским хозяйством обусловило у крестьян роль следующих ценностей: «земля», «скот» и «хозяйство». Строительным материалом в большинстве случаев было дерево.

Чтобы в течение длительной зимы обеспечить семью молочными продуктами, корову и теленка старались держать в тепле. В силу этого в морозы домашнюю живность переводили в избы. Так как дома отапливались «по-черному», то все это в совокупности обусловливало в доме определенный беспорядок.

Развитие кустарных ремесел и промыслов, а также промышленности в конце XIX и начале XX в. не особенно казались на формировании национального характера русских.

Большое влияние на национально-психологические особенности русского народа оказало православие. Введение христианства на Руси приобщило народ к культурным ценностям западной цивилизации. В отличие от католицизма и протестантизма, православие формировало установки не на мирские дела, а на подготовку к вечной загробной жизни. Чтобы жизнь на земле была праведной, православие пропагандировало у верующих духовные ценности, формировало у них терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми.

Влияние идеологии на психологию русского народа особенно четко просматривается в XX в. До 1917г. ценностные ориентации русских формировались на основе общинных ценностей, в силу чего революционная идеология нашла благодатную почву в русском менталитете. В течение 70 лет сознательно культивируемые коллективистские ценности после 1991 г. резко сменились на индивидуалистские. Это обусловило у определенной части населения повышенную психическую напряженность, нервные срывы и чувство неприятия проводимых реформ Отношение к труду в советское время усреднялось и обесценивалось массовым использованием моральных и психологических стимулов. Идеология рынка потребовала более жесткой ответственности и творческого отношения к работе, повысилась престижность таких профессий, как финансист, менеджер, юрист и пр. В сфере религии атеизм заменен на традиционные и новые конфессии.

Идея «единая общность советских людей» не позволяла развивать самосознание русского народа. Идеология и политика, проводимые в течение 70 лет административно-бюрократическим аппаратом из Москвы, отождествлялись с русскими людьми, порождала к ним у других национальных групп России и бывших республик негативное отношение. Советская идеология формировала у русских межнациональную терпимость, высокую престижность образования.

Страницы: 1 2


Основные принципы диагностической деятельности детского психолога
Необходимо конкретизировать и сформулировать основные положения и принципы, непосредственно касающиеся диагностической деятельности практического психолога, работающего с детьми. К ним следует отнести: 1. Теоретико-методологическое позиционирование психолога. 2. Единство методологии и диагностики (и последующей коррекционной работы) ...

Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности
Споры, дискуссии - это испытание не столько ума человека, сколько его нравственности. В.А. Стариченко Хорошо ли, что споры, дискуссии и полемика стали характерными чертами нашего образа жизни? Благом или злом является спор? Эти вопросы не так наивны, как может показаться на первый взгляд'. Можно привести в качестве примеров много кр ...

Стремление к превосходству
Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность попросту избавиться от чувства неполноце ...