Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.
Страница 2

Материалы по психологии » Российская ментальность в сказках современной молодежи » Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.

Исторические значимые события в России также сказались на национально-психологических особенностях русского народа.

Татаро-монгольское нашествие на Русь, с одной стороны обогатило русский язык, привнесло в быт некоторые традиции и обычаи, способствовало развитию торговых навыков, а, с другой стороны, затормозило экономическое и культурное развитие страны формировало у населения приниженность и покорность.

Победа на Куликовском поле, освобождение от татаро-монгольского угнетения, деятельность московского князя Ивана Калиты по собиранию русских земель, централизации княжеств и укрепление государственной власти – все это способствовало зарождению национального самосознания, национального чувства русского народа.

Реформы Петра I приобщили дворянство к западной культуре. Были заимствованы новые виды производственной деятельности, реформирована армия, заложены основы государственного строительства, образования и науки. Но большое количество приглашенных из европейских стран специалистов породило определенный пиетет по отношению к ним, иногда переходящий в комплекс неполноценности русских. Указы о крестьянах закрепили крепостное право.

Война 1812 г. объединила русский народ, пробудила в нем национальную гордость, национальное чувство и национальное самосознание. Офицеры, побывавшие в Европе и увидевшие происходившие там политические, экономические, социальные и культурные перемены, выступили в 1825 г. за реформы, но их восстание было подавлено. В нашей истории это были первые массовые репрессии.

Отмена крепостного права позволила основной массе населения России постепенно освобождаться от «рабской психологии» и «психологии холопства» и в дальнейшем приобретать чувство собственного достоинства.

Активное развитие капитализма в России в конце XIX и начале XX вв. способствовало у определенной части русского народа проявлению активности в различных сферах трудовой деятельности, формировало экономическое мышление и обусловило появление первых демократических институтов в жизни нашего общества.

В годы советской власти происходило становление экономического, научного, культурного потенциала в стране, появилась техническая и гуманитарная интеллигенция, резко поднялся интеллектуальный уровень развития всего населения, в том числе и русского народа. С другой стороны, массовые репрессии, осуществляемые в основном экономическая политика, жесткая регламентация во многих сферах жизнедеятельности несколько приостановили поступательное развитие народа (примерно так же, как и после подавления восстания декабристов в 1825 году).

Великая Отечественная война сплотила русский народ с другими народами СССР, обусловила проявление массового героизма и самоотверженности.

В конце 1980-х гг. «русская идея» стала активно использоваться. Это, естественно, стимулировало развитие национального самосознания русских и затрагивало их национальное чувство.

После 1991 г. менталитет русского и других народов, входящих в состав России, стал предметом обсуждения (проводятся «круглые столы» и конференции, в журналах и книгах печатаются многочисленные статьи и т.д.) (9, 125).

Таким образом, Резников Е.Н., проводя анализ этих факторов, показывает, какое именно влияние они оказали на формирование ментальности русского народа. Целью же нашей работы является поиск в сочиненных студентами сказках общих и отличительных черт русской ментальности в древности и XXI веках.

Страницы: 1 2 


Исследование условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Программа исследования
Целью настоящего исследования является изучение социально психологических условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Объект исследования – мотивационная сфера младших школьников. Предмет исследования – различия мотивации достижений у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и в гимназии (на ...

Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувств ...

Волевые функции и качества
Не поддаваться эмоциям и контролировать их, человеку помогает воля. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момен ...