Результаты исследования и их психологическая интерпретацияСтраница 1
С целью определения уровня адаптированности личности нами был использован "коэффициент групповой адаптации", полученный по методике С. Розенцвейга. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемый имеет низкий процент коэффициента групповой адаптации (КГА) (ниже 30 %), это означает недостаточную адаптированность к своему социальному окружению. Высокий уровень коэффициента групповой адаптации (КГА) (выше 60 %) соответствует. хорошей адаптации в группе.
Результаты исследования представлены в таблицах.
Табл. №1 Процентное соотношение данных по уровню групповой адаптации.
КГА |
Студенты |
Учителя |
F – критерий Фишера | |
% |
% |
f |
p | |
Высокий |
30 |
10 |
1,99 |
P<0,05 |
Средний |
66,6 |
66,6 |
0 |
0 |
Низкий |
3,3 |
23,3 |
2,48 |
P<0,02 |
Из полученных данных (Таблица №1) видно, что большинство испытуемых как из группы студентов(66,6%), так и из группы учителей (66,6%) показали средние показатели по уровню групповой адаптации, что соответствует закону нормального распределения.
Значительное количество испытуемых в группе студентов(30%) обладают высоким коэффициентом групповой адаптации, то есть хорошо адаптированы к своему социальному окружению. Это может объясняться высокой социальной пластичностью, мобильностью личности данных испытуемых. А так же сформированностью общих целей и интересов внутри данной группы, что способствует выработке поведения, отвечающего социальным ожиданиям.
Преобладающий тип реакции этих испытуемых - "с фиксацией на удовлетворении потребности", т.е. их действия направлены на разрешение проблемы, что является признаком адекватного реагирования на фрустрационные ситуации. Это снижает возможность возникновения конфликтов в данной группе.
Всего 3,3% студентов показали низкий коэффициент групповой адаптации. На наш взгляд, это может быть связано с личностными особенностями этих испытуемых. Они могут проявлять определенную степень враждебности. Данным испытуемым чаще присущи экстрапунитивные реакции, которые характеризуются агрессией, направленной во внешний мир и могут быть признаком неадекватной самооценки.
В группе преподавателей 23,3 % испытуемых показали низкий коэффициент групповой адаптации. Мы полагаем, это может быть связано с авторитарностью учителей, следствием которой является нежелание принимать чужую точку зрения. Это может приводить к частому возникновению конфликтных ситуаций, что не может не влиять на уровень адаптированности членов данной группы.
Застенчивые дети
Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выраже ...
Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-индивид, индивидуальность, личность. Чел – вид животного. Индивид - каждый в отдельности чел. Каждый чел индивидуален и неповторим. Личность – чел, проявляющийся в обществе. Формирование чел как личности начинается ещё внутриутробно (по одной версии – Гроф), с первых дней жизни – классики. По ...
Визуальный контакт
Когда глаза говорят одно, а язык другое,
опытный человек больше верит первым.
Эмерсон
Взгляд, его направление, частота контакта глаз - еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем и ...