Результаты исследования и их психологическая интерпретацияСтраница 1
С целью определения уровня адаптированности личности нами был использован "коэффициент групповой адаптации", полученный по методике С. Розенцвейга. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемый имеет низкий процент коэффициента групповой адаптации (КГА) (ниже 30 %), это означает недостаточную адаптированность к своему социальному окружению. Высокий уровень коэффициента групповой адаптации (КГА) (выше 60 %) соответствует. хорошей адаптации в группе.
Результаты исследования представлены в таблицах.
Табл. №1 Процентное соотношение данных по уровню групповой адаптации.
КГА |
Студенты |
Учителя |
F – критерий Фишера | |
% |
% |
f |
p | |
Высокий |
30 |
10 |
1,99 |
P<0,05 |
Средний |
66,6 |
66,6 |
0 |
0 |
Низкий |
3,3 |
23,3 |
2,48 |
P<0,02 |
Из полученных данных (Таблица №1) видно, что большинство испытуемых как из группы студентов(66,6%), так и из группы учителей (66,6%) показали средние показатели по уровню групповой адаптации, что соответствует закону нормального распределения.
Значительное количество испытуемых в группе студентов(30%) обладают высоким коэффициентом групповой адаптации, то есть хорошо адаптированы к своему социальному окружению. Это может объясняться высокой социальной пластичностью, мобильностью личности данных испытуемых. А так же сформированностью общих целей и интересов внутри данной группы, что способствует выработке поведения, отвечающего социальным ожиданиям.
Преобладающий тип реакции этих испытуемых - "с фиксацией на удовлетворении потребности", т.е. их действия направлены на разрешение проблемы, что является признаком адекватного реагирования на фрустрационные ситуации. Это снижает возможность возникновения конфликтов в данной группе.
Всего 3,3% студентов показали низкий коэффициент групповой адаптации. На наш взгляд, это может быть связано с личностными особенностями этих испытуемых. Они могут проявлять определенную степень враждебности. Данным испытуемым чаще присущи экстрапунитивные реакции, которые характеризуются агрессией, направленной во внешний мир и могут быть признаком неадекватной самооценки.
В группе преподавателей 23,3 % испытуемых показали низкий коэффициент групповой адаптации. Мы полагаем, это может быть связано с авторитарностью учителей, следствием которой является нежелание принимать чужую точку зрения. Это может приводить к частому возникновению конфликтных ситуаций, что не может не влиять на уровень адаптированности членов данной группы.
Развитие внимания. Внимание подростка
Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных ...
Методы математической статистики
1. Определялись статистические характеристики показателей:
M - средние значения,
S - стандартные отклонения,
q - средние ошибки
(Урбах В.Ю., 1963; Суходольский Г.В., 1972).
Среднее значение рассчитывалось по следующей формуле:
(2.1)
где x - переменная, а N - размер выборки.
Стандартное отклонение вычисляется с использо ...
Характеристика видов деятельности
В современной научной литературе различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.
Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Кон ...