Результаты исследования и их психологическая интерпретацияСтраница 2
Учителям с низким коэффициентом групповой адаптации присущи экстрапунитивные направления реакции и тип реакции "с фиксацией на самозащите". Таким образом, эти испытуемые предъявляют повышенные требования к окружающим, и всячески защищая свое "Я" готовы всю ответственность за случившееся переложить на других.
При анализе результатов исследования, нами были получены данные, свидетельствующие о том, что уровень групповой адаптации зависит от стажа работы педагога (таблица №2).
Табл. №2 Данные по уровню групповой адаптации в зависимости от стажа работы.
|
Стаж работы |
Уровень КГА в % | |
|
Высокий |
Низкий | |
|
3 - 5 лет |
17 |
40 |
|
6 - 10 лет |
70 |
12 |
|
11 – 15 лет |
13 |
48 |
Мы полагаем, что низкий уровень адаптации к группе у значительной части педагогов(40%) со стажем работы 3 – 5 лет может быть связан с тем, что молодые учителя еще не обладают достаточным умением строить отношения в трудовом коллективе, решать педагогические задачи и разрешать возникающие проблемные ситуации.
Повышение коэффициента групповой адаптации у группы учителей (70%) со стажем работы 6 – 10 лет, возможно связано с началом продуктивной деятельности, где каждый из них может максимально реализовать свои возможности.
Так же, мы можем констатировать, что для большинства (48%) учителей со стажем 11 – 15 лет характерен низкий уровень групповой адаптации. На наш взгляд, это может быть связано со сформированностью определенных способов общения и устоявшихся норм поведения, которые не претерпевают изменений при изменяющихся ситуациях.
При сравнении коэффициентов групповой адаптации группы студентов с теми же показателями в группе учителей с разным стажем работы было выявлено превосходство первых испытуемых (30% и 10% соответственно, при p<0,05). Это означает, что уровень коэффициента групповой адаптации в выборке студентов выше, чем в выборке педагогов.
Анализируя полученные данные, можно констатировать, что адаптационный потенциал личности имеет временную динамику. Группа студентов демонстрирует высокие значения коэффициента групповой адаптации, затем в начале профессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальному окружению, ее уровень снижается, но приблизительно к 6 годам уровень адаптации к своему окружению возрастает и остается стабильным на протяжении еще 5 лет профессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы 11 - 15 лет, по данным исследования, происходит снижение адаптации в группе. Временная динамика адаптационного потенциала личности представлена в графике. (см. приложение №2)
Культура спора
Кто настолько глух, что даже от друга не
хочет услышать правды, тот безнадежен.
Цицерон ...
Основные признаки мысли
Факт необходимой включенности речевых компонентов в мыслительный процесс, или облеченности мысли в речевую форму, носит довольно скрытый характер и требует специального экспериментального обоснования, поскольку он относится не только к мысли как готовой результативной форме, но и ко всей динамике процесса мышления.
Что же касается зрел ...
Воспитание эмоций
Ощущение и выражение эмоций — неотъемлемая часть опыта человека с самого момента его рождения. У мужчин не меньше эмоций, чем у женщин, и нуждаются мужчины в них ничуть не меньше, чем представительницы женского пола. Если делать вид, что эмоции мужчине не нужны, это ничуть не уменьшит их влияние на нашу жизнь [7;14].
Притворяясь, что о ...


