Результаты исследования и их психологическая интерпретация
Страница 2

Материалы по психологии » Проблемы адаптации личности в группе » Результаты исследования и их психологическая интерпретация

Учителям с низким коэффициентом групповой адаптации присущи экстрапунитивные направления реакции и тип реакции "с фиксацией на самозащите". Таким образом, эти испытуемые предъявляют повышенные требования к окружающим, и всячески защищая свое "Я" готовы всю ответственность за случившееся переложить на других.

При анализе результатов исследования, нами были получены данные, свидетельствующие о том, что уровень групповой адаптации зависит от стажа работы педагога (таблица №2).

Табл. №2 Данные по уровню групповой адаптации в зависимости от стажа работы.

Стаж работы

Уровень КГА в %

Высокий

Низкий

3 - 5 лет

17

40

6 - 10 лет

70

12

11 – 15 лет

13

48

Мы полагаем, что низкий уровень адаптации к группе у значительной части педагогов(40%) со стажем работы 3 – 5 лет может быть связан с тем, что молодые учителя еще не обладают достаточным умением строить отношения в трудовом коллективе, решать педагогические задачи и разрешать возникающие проблемные ситуации.

Повышение коэффициента групповой адаптации у группы учителей (70%) со стажем работы 6 – 10 лет, возможно связано с началом продуктивной деятельности, где каждый из них может максимально реализовать свои возможности.

Так же, мы можем констатировать, что для большинства (48%) учителей со стажем 11 – 15 лет характерен низкий уровень групповой адаптации. На наш взгляд, это может быть связано со сформированностью определенных способов общения и устоявшихся норм поведения, которые не претерпевают изменений при изменяющихся ситуациях.

При сравнении коэффициентов групповой адаптации группы студентов с теми же показателями в группе учителей с разным стажем работы было выявлено превосходство первых испытуемых (30% и 10% соответственно, при p<0,05). Это означает, что уровень коэффициента групповой адаптации в выборке студентов выше, чем в выборке педагогов.

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что адаптационный потенциал личности имеет временную динамику. Группа студентов демонстрирует высокие значения коэффициента групповой адаптации, затем в начале профессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальному окружению, ее уровень снижается, но приблизительно к 6 годам уровень адаптации к своему окружению возрастает и остается стабильным на протяжении еще 5 лет профессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы 11 - 15 лет, по данным исследования, происходит снижение адаптации в группе. Временная динамика адаптационного потенциала личности представлена в графике. (см. приложение №2)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт социологического исследования
Объектом нашего исследования стали молодые мужчины и женщины в возрасте до 35 лет, не состоящие в браке (официальном или гражданском), жители Тамбова. Испытуемых отбирали методом случайной выборки. Общий объем выборки составил 150 человек (80 женщин, 70 мужчин). Работа выполнялась на базе ТГУ им. Г.Р. Державина и в местах проведения дос ...

Судебно-психологическая классификация личности
С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится к ...

Общая схема диагностического процесса в работе с семьей
Организуя диагностический процесс, психолог исходит, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. В основе стратегии диагностики семьи и семейного воспит ...