Результаты исследования и их психологическая интерпретация
Страница 7

Материалы по психологии » Проблемы адаптации личности в группе » Результаты исследования и их психологическая интерпретация

Следовательно, уровень коммуникативного контроля и связанный с ним коэффициент групповой адаптации играют важную роль в процессе адаптации личности. Таким образом, наличие высокого коммуникативного контроля повышает адаптационный потенциал личности в группе.

Корреляционные связи коэффициента групповой адаптации и локуса контроля

Как показывают результаты (таблица №6) коэффициент групповой адаптации значимо коррелирует с локусом контроля личности в группе учителей (rs = 0,78; р<0,01). Зависимость переменных – прямая. Это говорит о том, что испытуемые с высоким уровнем самоконтроля (интернанты) имеют высокие показатели коэффициента групповой адаптации.

В группе студентов эти связи трудно проследить из-за локализации данных (95%) в области высоких значений (интернальности) (см. табл.№4).

Испытуемые с высоким коэффициентом групповой адаптации, как правило, обнаруживают интернальный локус контроля. Возможно, это объясняется тем, что наряду с формирующимся в результате опыта человека определенной системы ожиданий подкрепления или реакции окружающих на его действия, параллельно складываются определенные принципы поведения в группе. Если индивид считает и получает подтверждение тому, что его действия влияют на события, происходящие с ним, т.е. чувствует ответственность за все и ищет причины неудачи в себе, это ведет к чуткости по отношению к ситуации общения, снижению конфликтности. В противном случае, когда личность исходя из собственного опыта, не видит связи между собственными действиями и событиями жизни (формируется экстернальный локус контроля), полагается на случай или судьбу, то и не считает необходимым, возможно неосознанно, как-то следить за своим поведением и соотносить его с ожиданиями группы. У таких испытуемых снижен уровень индивидуальной адаптированности к своему социальному окружению.

Это прослеживается, по данным исследования, у испытуемых из группы педагогов. Что свидетельствует, по нашему мнению, о сформированности в этой выборке и локуса контроля и приемов групповой адаптации. В выборке студентов значения локуса контроля сконцентрированы в области интернальности, как отмечалось ранее. Эти испытуемые надеются, что все в их силах, и они всего смогут добиться в жизни, нужно лишь приложить усилия и т.д. Но на этом этапе, на наш взгляд, у большинства студентов еще формируются определенные способы поведения и регуляции своих реакций в зависимости от ситуации общения. Поэтому экстерналъный локус контроля не всегда соответствует низкому уровню адаптированности, как мы это видим у учителей.

Анализ результатов показывает, что наличие у испытуемых интернального локуса контроля оказывает влияние на уровень групповой адаптации, повышая потенциальную адаптированность личности к группе.

Но, как показывают результаты нашего исследования, в процессе профессиональной деятельности локус контроля может обнаруживать тенденцию к изменению в сторону экстернальности. Следовательно, временная динамика такой индивидуально – личностной характеристики, как локус контроль может менять уровень адаптированности человека к своему социальному окружению на всех этапах его профессионального становления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Анализ ранних воспоминаний, как ключ к пониманию жизненного стиля личности
В этом разделе будет рассмотрен метод анализа ранних воспоминаний, как источник выявления индивидуального жизненного стиля личности. А.Адлер утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие, описанное в воспоминании не так важно, как то ...

Основные признаки мысли
Факт необходимой включенности речевых компонентов в мыслительный процесс, или облеченности мысли в речевую форму, носит довольно скрытый характер и требует специального экспериментального обоснования, поскольку он относится не только к мысли как готовой результативной форме, но и ко всей динамике процесса мышления. Что же касается зрел ...

Роль и функции общения в психическом развитии детей
Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов в области социальной (Г.М ...