Заключение
Страница 1

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущения, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.

Воля-потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. Появление эмоций начинается в младенчестве и заключается в комплексе оживления. Первое проявление воли связано с кризисом одного года. В этот период у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставление себя другим. В раннем возрасте развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками для того возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Формирование воли особенно ярко выражается в кризисе 3 лет. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, своенравие, протест - бунт, обесценивание требований взрослого - основные показатели этого процесса.

В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Поступление ребенка в школу знаменует собой возникновение новых условий для его личностного роста. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность и начинают складываться многие деловые качества ребенка.

Окончательное развитие эмоционально - волевой сферы происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.

В процессе исследования были выделены особенности формирования эмоций и воли. Главным фактором становления личности является чувство взрослости, как центральное новообразование подростничества. На основе, которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Физиологически обусловленная повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность и осуществление контроля над этими состояниями приводит к заметному развитию волевых качеств. Успешное протекание ведущей деятельности подросткового возраста: интимно-личностное общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность на основе этого общения, вызывает потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоций и воли, организованное в МОУ Комской СОШ №4 в 8 и 9 классах, позволило выявить следующие особенности эмоционально-волевой сферы подростков:

У исследуемых подростков повышенная возбудимость эмоционального состояния. Это говорит о том, что эмоциональное становление личности протекает естественным образом. Также естественным образом формируются отношения подростков с окружением и с самим собой. Выявлено, что на этой стадии развития воля нуждается в специальном формировании. Поэтому педагоги и родители должны уделять особое внимание процессу воспитания подростков.

Страницы: 1 2


Особенности когнитивной деятельности учащихся в процессе усвоения иностранного языка
Большую роль в усвоении иностранного языка играют когнитивные процессы: внимание, восприятие, память. ...

Основные методы исследования
При построении плана исследования мы руководствовались, наряду с принятой на в Вооруженных Силах РФ методикой многоосевой оценки психического состояния больного, указаниями Ю.А.Александровского (2000), считающего, что "в пограничной психиатрии представляется наиболее оптимальным использование психодиагностических методик для: а) оп ...

Катамнез больных с разными типами приспособительного поведения
Феноменологическая и уровневая диагностические оси не всегда, как было показано в предыдущих главах, предопределяют прогноз пограничных психических расстройств. Поэтому, на следующем этапе работы были проанализированы другие характеристики, способствующие индивидуализации прогностических оценок. В качестве таких характеристик изучалось ...