Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А. Адлера и Э. Берна
Страница 1

Материалы по психологии » Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна » Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А. Адлера и Э. Берна

Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни.

Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы: «Сценарий

– это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно».[2, с.190] Сценарий требует:

1) родительских указаний;

2) соответствующего развития личности;

3) решения принятого в детстве;

4) реальной заинтересованности в соответствующем методе успеха или неудачи;

5) правдоподобия.

Первый и наиболее архаичный вариант сценария, первичный протокол создается в сознании ребенка в том возрасте, когда для него реальны только члены его семьи. Родители представляются ему огромными фигурами, наделенными волшебной властью, как великаны, гиганты, людоеды, чудовища и горгоны в мифологии, хотя бы потому, что родители втрое выше и в десять раз массивнее ребенка.

Идея о том, что вся судьба человека, все его взлеты и падения наперед расписаны ребенком не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста, немаловажную роль играет и в теории А.Адлера. «Уже младенец стремится оценить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его, – пишет в своей работе Адлер - Значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни, и подходит к нему человек не через математический процесс, но через блуждание в потемках, через ощущения, которые не до конца понимаются, через догадки и намеки и нащупывание объяснений». [1, с.72] Адлер считает, что к концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. Он уже закрепил для себя глубочайшее представление о том, чего ждать от мира и самого себя. С этих пор мир воспринимается через устойчивую схему апперцепции: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни.

Стиль жизни по Адлеру, складывается надолго – на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее. Адлер подчеркивает, что стиль жизни – это:

1) принятая человеком концепция жизни;

2) принятый им паттерн поведения.

Для жизненного стиля характерны:

- очень раннее формирование;

- ошибочность;

- устойчивость.

Практически с аналогичной идеей мы сталкиваемся у Э.Берна, где он в своей книге «Люди, которые играют в игры» пишет следующее: «Человек действует по своему сценарию, потому что сценарий закреплен в его сознании родителями в очень раннем возрасте; он остается верным этому сценарию всю жизнь, даже когда физические голоса родителей навсегда замолкли. Это напоминает компьютерную запись или пластинку, которая издает звуки в определенной последовательности много лет спустя после того, как тот, кто сделал эту запись, покинул сцену. А наш человек тем временем сидит за пианино и барабанит по клавишам, и у него возникает иллюзия, что именно он исполняет народную песню или величественный концерт». [2, с.221]

А.Адлер и Э.Берн в своих работах большое значение предают периоду раннего детства, что в принципе является характерным для всех приверженцев психоанализа.

Чтобы более детально разобраться в понятиях «жизненный сценарий» и «жизненный стиль» ниже приведем определения, данные самими авторами этих терминов:

Стиль жизни

– это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. [6, с.46]

Сценарий– жизненный план, основанный на принятом в детстве решении, подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе.[2,с.572]

Таким образом, стиль жизни и сценарий, если не тождественные понятия то, по крайней мере, довольно близкие друг другу. И стиль жизни, и сценарий предполагают собой индивидуальный паттерн поведения, формирующийся под воздействием множества факторов преимущественно в раннем детстве.

Так, ведущей идеей в работах Берна является то, что жизненные сценарии основаны на родительском программировании, которое необходимо ребенку по трем причинам:

1) оно дает цель жизни, которую иначе пришлось бы отыскивать самому. Ребенок обычно действует ради других, чаще всего родителей.

2) Оно дает ему приемлемую возможность организовывать свое время.

3) Человеку нужно объяснять, как делать то или иное. Учиться самому, возможно, интересно и привлекательно, но не всегда практично.

Страницы: 1 2 3


Флегматический темперамент.
+- Нервная система инертная. Преобладает миндалина и лобная кора. Хорошо сбаланси­рованные потребно­сти, без выделения доми­нанты, тяготеет к положит эмоциям. Высокая работоспособность, однако мед­ленно вос­принимают инфу, медленно обрабатывает и выполняет. Доминирует подкорка, закрытая и сист. Воспринимает блоками, материал очень хорош ...

Описание и обоснование методик
В ходе дипломного исследования была поставлена цель: изучить отношение к заболеванию у детей со сколиозом и компрессионным перелом. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: 1. Выявления личностных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом; 2. Выявление уровня невротизации; 3. Выявление ...

Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
В соответствии с выводами Е.П. Ильина, возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими факторами[18]. К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, морфологические особеннос ...