Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А.
Адлера и Э. БернаСтраница 2
Сценарий жизни – это то, что наметил человек в раннем детстве, а жизнь – то, что происходит в реальности.
Согласно Берну, люди могут освобождаться от сценариев и поступать по-своему, но ход жизни определяется наследственностью, влиянием родителей и внешними обстоятельствами. Индивидуум, в генах которого заложены умственная отсталость, физическое уродство или ранняя смерть от рака или диабета, имеет мало возможностей принимать собственные решения и осуществлять их. Ход его жизни определяется наследственностью (или родовой травмой). Если родители сами в детстве испытали сильные физические или эмоциональные страдания, они могут лишить своих детей возможности осуществить или даже написать свой собственный сценарий. Они могут погубить ребенка своей невнимательностью и жестокостью, обречь его с самого раннего возраста на жизнь в больнице. Болезни, несчастные случаи, войны могут помешать осуществлению даже самого тщательно продуманного жизненного плана. То же самое может произойти при столкновении со сценарием другого, совершенно незнакомого человека: убийцы, невнимательного водителя. Сочетание подобных факторов закрывает все возможности перед человеком и делает трагический финал почти неизбежным.
Но даже при самых строгих ограничениях всегда есть возможность альтернативы. Бомба, эпидемия или массовое убийство могут совсем лишить выбора, но на следующем уровне у человека всегда есть выбор: убивать, быть убитым или убить самого себя, и этот выбор зависит от сценария, то есть от решения, принятого в детстве.
Важнейшими элементами сценарного аппарата в концепции Э.Берна являются: жизненные планы, мифы и сказки, семейная драма, влияние предков, сцена зачатия, место на генеалогическом древе, родовой сценарий, имена и фамилии, развитие в детские годы, выбор сценария, родительское программирование, сценарный выигрыш, предписание, заповедь, родительские образцы, разрешение, внутреннее освобождение, побуждения и разговоры, антисценарий, излюбленные чувства, купоны, иллюзии, игры, семейная культура, развлечения, тотем, физические реакции, образ мира, футболка с надписью, закладная, ожидаемая продолжительность жизни, сцена смерти, посмертная сцена, надгробный камень, завещание и многое другое. Более подробно на вышеперечисленных составляющих жизненного сценария мы остановимся во второй главе данной работы.
Рассмотрим позиции местоимений, которые, согласно Берну, помогают психоаналитику определить, с каким сценарием он имеет дело – со сценарием Победителя или Неудачника.
Решение жить именно так, а не иначе, каким бы оно ни было, основывается на позиции, основанной на глубоко укоренившихся убеждениях; эта позиция включает взгляд на весь мир и на людей в нем, которые являются либо друзьями, либо врагами. Эти убеждения, вполне вероятно останутся с ним на всю жизнь, и их можно свести к следующим четырем вариантам:
1) У меня все в порядке;
2) У меня не все в порядке;
3) С тобой все в порядке;
4) С тобой не все в порядке.
На основе этих убеждений ребенок принимает жизненно важные решения.
Простейшие позиции двусторонние: ты и я. Они восходят к убеждениям, которые ребенок впитал вместе с материнским молоком. Если для краткости обозначить «все в порядке» плюсом, а «не все в порядке» минусом, убеждения выглядят так: «я +» или «я – » ; «ты +» или «ты –». В результате перебора вариантов мы получаем четыре основных позиции, которые разыгрываются в играх и сценариях и которые программируют человека, указывают ему, что он должен говорить, после того как сказал «Здравствуйте». [2, с.238-240]
1. Я+ ты+. Это здоровая позиция, наиболее пригодная для достойной жизни, позиция подлинных Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Люди, стоящие на других позициях, всегда чувствуют себя в той или иной степени Лягушками; родители предписали им быть Неудачниками, и если они не преодолеют это предписание, они снова и снова будут падать вниз; в крайних случаях они потратят жизнь впустую, если их не спасет чудо психиатрического лечения или если они не сумеют излечиться сами. Но всегда остается сомнение, подлинное ли это я+ или человек только религиозно в это верит. Я+ ты+ - человек либо постигает это в самом раннем возрасте, либо добивается тяжелым трудом впоследствии; эту позицию нельзя приобрести простым желанием.
2. Я+ ты-. Я Принц, а ты Лягушка. Это позиция типа «нужно от него избавиться». Есть люди, которые играют в «ты виноват» - в свободное время, для забавы, или совершенно серьезно. Такие люди начинают крестовые походы, постоянно ищут реальных или воображаемых врагов. Это позиция «высокомерия»; в худшем случае – позиция убийцы, в лучшем – человека, который постоянно вмешивается в дела других и «помогает», когда в его помощи не нуждаются. Но по большей части это позиция посредственностей, в клиническом смысле – параноидальная позиция.
Какой психолог нужен школе?
С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Чтобы школа стала более гуманной, способствующей личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя, стратегию программы шк. ...
Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт
социологического исследования
Объектом нашего исследования стали молодые мужчины и женщины в возрасте до 35 лет, не состоящие в браке (официальном или гражданском), жители Тамбова. Испытуемых отбирали методом случайной выборки. Общий объем выборки составил 150 человек (80 женщин, 70 мужчин). Работа выполнялась на базе ТГУ им. Г.Р. Державина и в местах проведения дос ...
Развитие креативности средствами интерпретации. Организация
экспериментального исследования
Для проверки выдвинутой гипотезы об эффективности интерпретационной деятельности для развития креативности студентов я организовала экспериментальное исследование.
Исследованием было охвачено 45 студентов трех курсов разных факультетов. В качестве экспериментальной группы выступали 15 студентов от каждого курса. Первоначально был произ ...