Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А. Адлера и Э. Берна
Страница 3

Материалы по психологии » Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна » Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А. Адлера и Э. Берна

3. Я - ты+. Психологически это депрессивная позиция, политически и социально – позиция самоунижения, передаваемая детям. Люди с такой позицией меланхолики; Неудачники, называющие себя игроками, предпочитающие избавиться от себя, а не от другого, изолирующие себя в меблированных комнатах или пустынях, тюрьмах или психиатрических лечебницах. Это позиция «если бы только» и «я должен был бы».

4. Я - ты-. Это позиция безнадежности или «почему бы и нет?» Почему бы не убить себя? Почему бы не сойти с ума? Клинически это шизоидная или шизофреническая позиция.

Эти позиции универсальны для всего человечества, потому что все люди впитывают их с материнским молоком; позже эти позиции укрепляются, когда ребенок усваивает правила поведения, будь то в джунглях, в трущобах, в отдельной квартире в большом городе или в замке предков.

Как уже упоминалось выше, почти в каждом сценарии есть роли «победителей» и «побежденных». Победитель – это человек, добившийся успеха в том, что собирался сделать. Неудачник – тот, кто не смог сделать то, что собирался.

А.Адлер, хотя и отвергал какую-либо типологию людей, он все же выделял четыре типа жизненных стилей, лишь как «концептуальное средство» для лучшего усвоения понятия. Типы жизненного стиля по Адлеру: [1; 6, с.47; 9, с.173-174]

1) Полезный;

2) Правящий;

3) Избегающий;

4) Получающий.

Данная классификация построена по принципу двухмерной схемы, где вертикальная ось отражает стремление к превосходству – как над собственной слабостью, прошлыми достижениями и задачами жизни (полезная сторона), так и над другими людьми (неполезная сторона). Горизонтальная ось отражает социальный интерес или общественное сторона) или использование других людей и подавление их (неполезная чувство: интерес к другим людям и участие по отношению к ним (полезная

I – реальная компенсация. Это люди с высоким стремлением к превосходству и развитым социальным интересом. Они успешно справляются со всеми задачами жизни. Это некий идеал, для такого человека, жизнь означает – быть заинтересованным в других людях, быть частью целого, вносить свой вклад в благополучие человечества.

II – ненужные, никчемные. У этих людей не развито ни стремление к превосходству, ни социальный интерес. Это люди, для которых «вся жизнь в обиходе» - обыватели.

III – «пустые делатели добрых дел». У этих людей не развито стремление к превосходству, но развит социальный интерес. Такие люди не развивают своих способностей, не компенсируют своих слабостей и поэтому их участие в других и попытки сделать что-то доброе для людей могут обернуться злом.

IV – псевдокомпенсация. У этих людей есть стремление к превосходству, но социальный интерес варьируется от 0 до какой-то неизвестной отрицательной величины. Псевдокомпенсирующиеся – это те люди, которые стремятся к превосходству, но по каким-то причинам не могут идти по пути прямой борьбы с трудностями, а посему выбирают пути окольные.

Если сравнить представления Э.Берна и А.Адлера о том, какой должна быть психически здоровая личность, то можно заметить, что отличительной чертой теории сценариев Э. Берна является то, что даже сценарий Победителя, это все равно сценарий, это все тоже родительское программирование только положительно направленное, с позитивной установкой и предписанием. В то время, как Адлер считает, что идеал психического здоровья - это человек, обладающий хорошо развитыми стремлением к превосходству и социальным интересом.

В своей работе Э.Берн пишет: «Силы человеческой судьбы страшны и грандиозны: деструктивное родительское программирование, подстрекаемое внутренним голосом, который древние называли Демоном; конструктивное родительское программирование, которому помогает жажда жизни и которое давным-давно названо фьюзис; внешние силы, которые мы называем судьбой; и независимые стремления, для которых у древних не было названия, поскольку это была привилегия богов и героев. В результате влияния этих четырех сил, которые, конечно, могут сочетаться, возможны четыре пути к финалу: сценарный, контрсценарный, насильственный и независимый». [3; 8, с.130]

Именно независимый путь является единственно верным выбором. Каждый человек сам планирует свою жизнь. Поведение человека определяется заложенными в генах рефлексами, примитивным импринтингом, детскими играми и подражанием, родительской дрессировкой, социальным приручением и спонтанной изобретательностью. Но, свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в планы других. Недаром, Берне говорил, что «Быть свободным – это ничто; стать свободным – это все».

Проведя сравнительный анализ основных положений, касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни, в концепциях А.Адлера и Э.Берна, не вызывает сомнения вывод, что оба автора рассматривают человеческую судьбу не как нечто экзистенциальное и неподвластное человеку, а как жизненный план, обусловленный родительским программированием и формирующийся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве.

Страницы: 1 2 3 


Понятие конфликта. Понятие “конфликт”.
Рассмотрение функций конфликта и особенностей их реализации в коллективе целесообразно начать с определения понятия “конфликт”, анализа основных подходов к изучению данной проблемы, рассмотрения динамики и типологии конфликта. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе с ...

Характеристика типов личности по Кречмеру.
По телосложению- конфигурация Кречмера (немецкий ученых, врач, психотерапевт) Наблюдал за психическими больным и пришел к выводу, что телосложение и поведение коррелируются между собой. Выделиют следующие типы -астеник (экзодерма) -атлетик (мезодерма) -пикник (эндодерма) -диспластик. Астеник- плоская, длинная грудная клетка, широки ...

Общение животных.
Взаимоотношения “общественных” животных достигает порой значительной сложности. Уже у животных, живущих большими объединениями, можно наблюдать не только сложное инстинктивное поведение, но и необычайно развитые инстинктивные реакции на “язык” отдельного представителя сообщества. (язык - система сигнализации, всякое средство передачи ин ...