Анализ и интерпретация данных
Страница 2

Таблица 3.4 – Значения критерия Стьюдента для дистимичного типа акцентуации

Mean

Mean

t-value

df

p

Distim vs. Distim3

10,31

13,69

-2,37

30

0,024

Distim2 vs. Distim3

9,56

13,69

-3,27

30

0,003

Результаты применения данного критерия позволяют сделать вывод о преобладании дистимичного типа акцентуации характера в группе людей со средним значением точности восприятия времени выше среднего значения. Таким образом, можно сделать вывод о большем присутствии данного типа акцентуации у людей, переоценивающих временные интервалы, чем у людей, недооценивающих или с точной оценкой.

Отсутствие значимых показателей для других типов акцентуации может быть следствием нескольких причин: как отсутствия связи между акцентуациями и точностью восприятия времени, так и иными особенностями представленной выборки, влияющими на результаты теста на точность.

Статистический анализ не позволяет выявить строгую взаимосвязь между типом акцентуации характера и точностью восприятия времени, поэтому был проведен качественный анализ балловых показателей по тесту Леонгарда-Шмишека для каждого респондента с выделением наиболее типичных сочетаний акцентуаций.

Для респондентов, входящих во 2 группу с показателями точности ниже средней, характерно наличие сочетания таких акцентуаций, как демонстративная, возбудимая, гипертимичная, экзальтированная, эмотивная. В меньшей степени представлены тревожная, педантичная и циклотимичная, практически отсутствуют дистимичная и застревающая. Характеризуя вышеуказанные акцентуации, можно говорить о некотором преобладании в данной группе людей вспыльчивых, конфликтных, достаточно общительных в узком кругу избранных, стремящихся к лидерству и получению признания, отзывчивых, эмоциональных, чаще всего зацикленных на себе. Такие люди любят быть в центре внимания, любят руководить, но их контакты поверхностны, носят выраженный эгоистичный характер. По-настоящему доверительные отношения устанавливаются редко и только с проверенными людьми, часто круг таких людей очень мал. Также люди данного профиля акцентуаций редко склонны к серьезному обдумыванию ситуации, стремятся к цели любой ценой, идут на риск, им присущи авантюризм и изрядная доля легкомыслия. При невозможности достижения собственных целей могут становится агрессивными, провоцировать столкновения, до последнего отстаивая свою правоту любыми способами, в том числе не всегда уместными.

Для респондентов 3 группы характерно сочетание типов дистимичного, педантичного, циклотимичного и тревожного. В меньшей степени представлены типы возбудимый, эмотивный. Люди данного профиля в большей степени характеризуются серьезностью, приверженностью своему делу, замкнутостью на себе, сосредоточенностью, скрупулезным доведением до конца любого дела, медлительностью и нерешительностью. Социальные контакты устанавливаются редко, носят поверхностный характер. Таким людям вполне комфортно в собственном мирке, конфликтов они избегают, предпочитая использовать для достижения целей строго ограниченные и давно проверенные пути и средства.

Можно сделать вывод о некотором преобладании типов акцентуаций возбудимого круга, к которым относят возбудимый, гипертимный, экзальтированный и эмотивный, в группах испытуемых с отличными от среднего значениями точности восприятия времени, в первую очередь в сторону недооценивания. А также можно судить о преобладании типов застревающего, дистимичного и тревожного, или так называемого тормозного круга, у испытуемых группы № 3, т.е. переоценивающих временные интервалы.

Данные результаты сопоставимы с теоретическими обоснованиями зависимости точности восприятия времени от эмоционального состояния человека. Положительное эмоциональное состояние приводит к недооценке времени (акцентуации возбудимого круга носят выраженную положительную эмоциональную окраску), отрицательное, или негативное эмоциональное состояние – к переоценке (что наблюдается у акцентуации тормозного круга с преобладание пониженного эмоционального фона).

Качественный анализ подтверждает вышеуказанные факты в отношении таких типов, как возбудимый, дистимичный, экзальтированный и тревожный.

Страницы: 1 2 3


Эксперименты по обучению человекообразных обезьян языкам-посредникам.
Алена и Беатрис Гарднеры обучали шимпанзе американскому варианту жестового языка глухонемых (ASL – American Sign Language). Первая ученица Гарднеров, шимпанзе Уошо, появилась у них в 1966 г. В течение четырех лет она освоила 132 жестовых знака и самостоятельно научилась их комбинировать в цепочки из 2-5 слов. Первые такие комбинации ка ...

Межгрупповой конфликт.
Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в са­мых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Нефор­мальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправед­ливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производитель­ности. Яркий прим ...

Жаркраль.
Это сказка про одного динозавра, который всю жизнь хотел летать. Глядя на голубое небо, на его глубину и красоту, на Солнышко, на птиц, которые парили в воздухе так легко и быстро, он мечтал о том, что настанет когда-нибудь момент, и он воспарит в воздухе, проникнется в тайны облаков, солнца, неба. Он любил смотреть на небо, любил мечта ...