Анализ и обсуждение полученных результатов.
Страница 2

тревожность.

Личностная тревожность

присуща индивиду от рождения, являться одной из генетических черт личности. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Люди с перманентным чувством тревоги находятся в постоянном ожидании несчастий, болезней, смерти и т.д. У них нарушается сон и возникает ряд вегетативных расстройств. Так же имеет влияние на уровень личностной тревожности особенности семейного воспитания и детско-родительских отношений, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности подростка в семье, а с другой - все, что ограничивает социальный опыт подростка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.

При анализе результатов общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). (См. Приложение №3). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31 - 45 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

В нашем исследовании, по показателям личностной и ситуативной тревожности, полученные следующие результаты: реактивная тревожности – 39 баллов, личностная тревожности – 44 балла. Статистической нормой является (как для реактивной так и личностной тревожности) - 31-44 балла. Следовательно можно сделать вывод о том что, уровень личностной и ситуативной тревожности респондентов в данной группе соответствуют норме.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях. При сравнении полученных результатов в нашем исследовании и нормой не выявлены показатели превышающие норму или имеющие значения ниже нормы.

Выявлены следующие взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и тревожности (См. Приложение №4).

Реактивная тревожность имеет статистически значимую прямую (или положительную) корреляцию со следующими показателями социально-психологической адаптации: дезадаптивность (0,449; p<0,01), неприятие себя (0,402; p<0,05), эмоциональный дискомфорт (0,540; p<0,01), внешний контроль (0,499; p<0,01), ведомость (0,363; p<0,05), т.е. с повышением реактивной тревожности вышеперечисленные показатели также повышаются, а понижением реактивной тревожности - понижаются. Также выявлена обратная (или отрицательная) статистически значимая корреляция между реактивной тревожностью и таким показателем социально-психологической адаптации как доминирование (0,399; p<0,05), т.е. при повышении реактивной тревожности доминирование снижается, а при понижении – способность к доминированию повышается.

На основании чего можно сделать вывод, что повышенный уровень ситуативной тревожности мешает адаптационным процессам, показатель дезадаптации соответственно повышается, как и показатели: непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость.

Личностная тревожность связана прямой (или положительной) корреляционной зависимостью со следующими показателями СПА: дезадаптивность (0,684; p<0,01), неприятие себя (0,575; p<0,01), неприятие других (0,416; p<0,05), эмоциональный дискомфорт (0,733; p<0,01), внешний контроль (0,692; p<0,01), ведомость (0,561; p<0,01), эскапизм (0,402; p<0,05), обратной (или отрицательной) значимой взаимосвязи не выявлено. (См. Приложение №4).

Страницы: 1 2 3 4


Приложения
Приложение 1 Протокол №2Ф.И. – Фролов Б.Дата тестирования – 10 июня 2008 года.Класс – ученик 5-в класса СОШ. Другие данные – 11 лет, живет с родителями, не участвует во внеклассных организациях, ударник. № п/п Определения Группа характеристик Модальность 1 Учительница к, феминная = 2 Ведет кружок д = 3 Не ставит оценок д = 4 Н ...

Длительное общение
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ф. Ларошфуко В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более г ...

Понятие, виды и функции общения
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития ...