Анализ и обсуждение полученных результатов.
Страница 3

Повышенный уровень как личностной так и реактивной тревожности отражается на показателях дезадаптивности, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость.

Есть общие и специфические взаимосвязи, характерные для личностной и для реактивной тревожности. Реактивная тревожность имеет отрицательную взаимосвязь со способностью к доминированию; личностная тревожность – положительную взаимосвязь с непринятием других и эскапизмом.

Так называемая ситуативная тревожность развивается в течении жизни как реакция на обстановку и события, т.е. порожденная конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может вызывать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникших проблем.

Личностная тревожность присуща человеку от рождения, является одной из генетических черт личности. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Очень часто имеет место сочетание повышенного уровня как личностной так и ситуативной тревожности (при высоких показателях невротизма), что свидетельствует о выраженном эмоциональном дискомфорте и трудностях адаптации хронического характера.

Эскапизм - стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни и т.п.), так и без этого – когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестает проявлять интерес к принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грез.

Между интегральными показателями социально-психологической адаптации (адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование, лживость) и показателями тревожности (реактивная и личностная) также выявлены статистически значимые взаимосвязи. (См. Приложение №5).

Показатели тревожности (реактивная и личностная) статистически значимо взаимосвязаны со следующими интегральными показателями СПА обратной (или отрицательной) корреляцией: адаптация (-0,483; p<0,01 и -0,692; p<0,01), принятие других (-0,389; p<0,05 и -0,494; p<0,01), интернальность (-0,432; p<0,05 и -0,651; p<0,01), доминирование (-0,488; p<0,01 и -0,637; p<0,01). Система взаимосвязи личностной тревожности отличается от системы взаимосвязей реактивной тревожности и наличием дополнительной статистически значимой обратной (или отрицательной) взаимосвязи с показателем СПА – эмоциональный комфорт. (-0,351; р< 0,05).

Таким образом, при повышении тревожности будет наблюдаться понижение следующих интегральных показателей СПА: адаптации (будет наблюдаться повышение дезадаптации), принятия других (будет наблюдаться повышение неприятия других), интернальности (будет наблюдаться повышение экстернальности), доминирования (будет наблюдаться снижение доминирования или повышение ведомости). И, наоборот, при низких показателях тревожности будет наблюдаться повышение вышеперечисленных интегральных показателей СПА. Дополнительно, при повышении личностной тревожности снижается показатель эмоционального комфорта (повышается показатель эмоционального дискомфорта), и, наоборот, при понижении личностной тревожности повышается показатель эмоционального комфорта (снижается показатель эмоционального дискомфорта).

Система взаимосвязей личностной тревожности отличается от системы взаимосвязей реактивной тревожности наличием дополнительной статистически значимой обратной (или отрицательной) взаимосвязи с показателем СПА – эмоциональный комфорт (-0,351; p<0,05).

Страницы: 1 2 3 4


Подростковый возраст
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизир ...

Взаимосвязь говорения с аудированием, чтением и письмом (31).
Сравнительная характеристика говорения и аудирования дает возможность выделить общие психологические параметры. Оба вида речи характеризуются наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на внутрен­нюю речь и механизм прогнозирования. Основным различием этих двух процессов являются их конечные звенья — порождение высказывания д ...

Введение.
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностр ...