Анализ и обсуждение полученных результатов.Страница 3
Повышенный уровень как личностной так и реактивной тревожности отражается на показателях дезадаптивности, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость.
Есть общие и специфические взаимосвязи, характерные для личностной и для реактивной тревожности. Реактивная тревожность имеет отрицательную взаимосвязь со способностью к доминированию; личностная тревожность – положительную взаимосвязь с непринятием других и эскапизмом.
Так называемая ситуативная тревожность развивается в течении жизни как реакция на обстановку и события, т.е. порожденная конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может вызывать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникших проблем.
Личностная тревожность присуща человеку от рождения, является одной из генетических черт личности. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Очень часто имеет место сочетание повышенного уровня как личностной так и ситуативной тревожности (при высоких показателях невротизма), что свидетельствует о выраженном эмоциональном дискомфорте и трудностях адаптации хронического характера.
Эскапизм - стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни и т.п.), так и без этого – когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестает проявлять интерес к принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грез.
Между интегральными показателями социально-психологической адаптации (адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование, лживость) и показателями тревожности (реактивная и личностная) также выявлены статистически значимые взаимосвязи. (См. Приложение №5).
Показатели тревожности (реактивная и личностная) статистически значимо взаимосвязаны со следующими интегральными показателями СПА обратной (или отрицательной) корреляцией: адаптация (-0,483; p<0,01 и -0,692; p<0,01), принятие других (-0,389; p<0,05 и -0,494; p<0,01), интернальность (-0,432; p<0,05 и -0,651; p<0,01), доминирование (-0,488; p<0,01 и -0,637; p<0,01). Система взаимосвязи личностной тревожности отличается от системы взаимосвязей реактивной тревожности и наличием дополнительной статистически значимой обратной (или отрицательной) взаимосвязи с показателем СПА – эмоциональный комфорт. (-0,351; р< 0,05).
Таким образом, при повышении тревожности будет наблюдаться понижение следующих интегральных показателей СПА: адаптации (будет наблюдаться повышение дезадаптации), принятия других (будет наблюдаться повышение неприятия других), интернальности (будет наблюдаться повышение экстернальности), доминирования (будет наблюдаться снижение доминирования или повышение ведомости). И, наоборот, при низких показателях тревожности будет наблюдаться повышение вышеперечисленных интегральных показателей СПА. Дополнительно, при повышении личностной тревожности снижается показатель эмоционального комфорта (повышается показатель эмоционального дискомфорта), и, наоборот, при понижении личностной тревожности повышается показатель эмоционального комфорта (снижается показатель эмоционального дискомфорта).
Система взаимосвязей личностной тревожности отличается от системы взаимосвязей реактивной тревожности наличием дополнительной статистически значимой обратной (или отрицательной) взаимосвязи с показателем СПА – эмоциональный комфорт (-0,351; p<0,05).
Появление методов психодиагностики
Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX – начало XX века. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на к ...
Модель поведения
Разворачивая тему половой дифференциации мышления, я перехожу к структуре, к модели поведения мужчин и женщин. Рассмотрение модели поведения, позволит нам перейти к сущности мужчин и женщин, т. е. к существованию этих, как бы отдельных субстанций. Один из выдающихся учёных, прославившийся качественно новой идеей модели поведения людей Э ...
Критерии выявления застенчивых детей
Первый вопрос, который возникает перед педагогом и практическим психологом: каких детей следует отнести к группе застенчивых, а каких — к группе незастенчивых? Опираясь на жизненный опыт и на имеющиеся в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей.
♦ В их поведении обычно отража ...