Методы исследования. Сценарный вопросник, как метод исследования жизненного сценария человека
Страница 2

Материалы по психологии » Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна » Методы исследования. Сценарный вопросник, как метод исследования жизненного сценария человека

Сценарный аппарат состоит из семи элементов. Выигрыш, финал, или проклятье; предписание, или стопор; провокация, или толчок, - эти элементы контролируют развертывание сценария и потому называются контролирующими механизмами. Так, выигрыш может быть сведен к четырем вариантам: одиночество, бродяжничество, сумасшествие и смерть.

Предписание – самый важный элемент сценарного аппарата и варьируется по интенсивности. Предписания, как и финальный выигрыш, обычно осложняются тем обстоятельством, что у большинства детей два родителя. Так, один родитель может сказать: «Не строй из себя умника», а другой: «Не будь дураком». Такие противоречия ставят ребенка в трудное положение. [2, с.226]

Родительские образцы влияют на сценарий. Обычно контроль исходит от родителя противоположного пола, а образец – от родителя того же пола. В любом случае образец – это путь для осуществления сценарных директив. В возрасте от шести до десяти лет ребенок строит скелет своего сценария. И помогают ему в это сказочные сюжеты и герои. Когда ребенок слушает сказку, сам процесс порой становится для него более реальным и захватывающим, чем ее содержание. И, в конечном счете, он получает то, что искал:

а) героя, на которого он хотел бы походить;

б) злодея, которого мог бы простить;

в) тип человека, каким он хотел бы стать;

г) фабулу – набор возможностей, позволяющий переключаться с одной на другую;

д) набор персонажей, которые мотивируют переключения;

е) характер – набор этических стандартов, который позволяет оправдывать чувства гнева, боли, вины, сознания своей праведности или торжества.

Если позволят внешние обстоятельства, жизнь человека будет построена в соответствии с планом, который он создал на основе этого скелета. По это причине важно знать, какова была его любимая сказка в детстве, потому что таков будет сюжет его сценария со всеми его недостижимыми иллюзиями и трагедиями, которых можно избежать.

В этот же период ребенок пытается определить, какие чувства он будет пускать в ход. Чувств, встречающее одобрение, становится своего рода условным рефлексом, который может сохраниться на всю жизнь.

Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями – за плохое. Для маленьких детей в качестве иллюзии выступает Санта Клаус, который следит за поведением и ведет счет. Иллюзии – это те самые «если только…» и «когда-нибудь…», на которых большинство людей строят свое существование.

3) Юность

У очень многих молодых людей в снах постоянно появляется какое-нибудь животное или иногда растение. Это их тотем. Многие женщины хотели бы стать кошкой и часто говорят об этом. Движения рук и нок женщин в социальной ситуации обычно стилизованы, но можно догадаться об их животных-тотемах, наблюдая за движениями головы.

Обычно в возрасте шестнадцати лет от тотемизма отказываются. Если он сохраняется и у взрослого в форме снов, фобий, подражания или хобби, его обязательно следует принимать во внимание.

Наряду со многими переменами для этого возраста характерны частые физические реакции. Юношу часто бросает в пот, руки у него трясутся, сердце бьется усиленно; девушки краснеют, в животе урчит. Изучение этих реакций может определить, какая «психосоматическая» болезнь сыграет главную роль в их сценарии.

То как человек демонстрирует себя другим, выражается в его «футболке». «Футболка» - это одна - две краткие выразительные фразы, говорящие каково любимое времяпрепровождение человека, какова его игра, его чувства, его прозвище, кто герой и каков его тотем. [2] Сценарная футболка – это отношение, которое ясно видно из поведения человека, так же ясно, как будто у него на футболке написан лозунг.

Страницы: 1 2 3


Модель обработки инфы.
Инфа передаётся 2 путями: специфич (первое впе­чатление) – по этому пути передаются физ хар-ки стимула. Спец идёт через спинной продолговатый мозг, прямо к коре гол мозга. Неспецифич – от него зависит точность и объём восприятия, на нём формир-ся подключение эмоций, эмоц обработка инфы. Когда мы не успеваем выработать отноше­ние (в силу ...

Интеллект
«Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами». М. Сервантес Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, которое обращает внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что "пиковые переживания" часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося че ...

Коррекционная программа
После проведения диагностики свойств внимания учащегося была составлена коррекционная программа. Цель – развитие отдельных свойств внимания, отработка и закрепление полученных навыков. Задачи: 1. Развить способность быть внимательным. 2. Расширить объем внимания. 3. Повысить способность концентрировать внимание. 4. Развить устойчи ...