Исследование условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Программа исследования
Страница 4

Материалы по психологии » Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста » Исследование условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Программа исследования

Мотив достижения связан со стремлением повысить свои деловые качества или по возможности сохранить их на высоком уровне. Реакции на успех и неудачу проходят с выраженными эмоциональными переживаниями (радость или огорчение). В исследованиях Х.Д. Шмальта достаточно убедительно показано, что тенденция избегания неуспеха также неоднородна.

По мнению Х.Д. Шмальта, компонент «избегание неудачи», или «боязнь неудачи», является комплексным. Он включает в себя представление о собственной неспособности, которую Шмальт обозначает как «боязнь неудачи 1» — БН1.

Второй компонент негативной мотивационной тенденции представляет собой страх перед социальными последствиями неудачи (она соответственно обозначена как «боязнь неудачи 2» — БН2).

Таким образом, в мотивации достижения можно выделить три тенденции — «стремление к успеху», или «надежда на успех» — НУ; «боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» — БН1 (ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения); «боязнь социальных последствий неудачи» — БН2 (ребенок мотивирован на негативную оценку взрослого).

Преобладание одной из тенденций качественно меняет всю стратегию поведения личности.

Мотивированные на успех сводят успех к способности (таланту) и большому старанию. Неудача списывается ими на недостаточность приложенных усилий, а у мотивированных на неудачу — на недостаток способностей. Это выглядит так, как будто мотивированные на успех оценивают вообще свои способности выше, чем мотивированные на неудачу.

Понятия хорошей и недостаточной способности являются важными составными частями конструкта мотива достижения. В целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении с детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей возникало стремление избегать неуспеха, и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.

Для обработки количественных данных использована программа Microsoft Excel.

Страницы: 1 2 3 4 


Диагностические системы и методики исследования особенностей когнитивного развития ребенка
Успешность учебно-воспитательной работы в существенной мере зависит от того, насколько хорошо учитель знает уровень умственного развития первоклассников. В связи с этим встают задачи диагностики особенностей когнитивного развития ребенка. В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, нап ...

Язык и общение животных. Введение.
На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, и ...

Коррекционные родительские группы
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель-ребенок", обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения: педагогическая и психологическая неграмотность род ...