Исследование условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Программа исследования
Страница 1

Материалы по психологии » Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста » Исследование условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Программа исследования

Целью настоящего исследования является изучение социально психологических условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников.

Объект исследования – мотивационная сфера младших школьников. Предмет исследования – различия мотивации достижений у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и в гимназии (на примере изучения английского языка).

Анализ состояния проблемы мотивации достижений позволил выдвинуть гипотезу исследования: особенности мотивации достижений младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и в гимназии различны.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты психологического обследования, проведенного с использованием методики мотивации достижений Х.Д.Шмальта. Всего обследовано 32 учащихся третьих классов, из них 17 мальчиков и 15 девочек. Группы детей обучающихся в общеобразовательной школе и в гимназии были равными – по 16 человек.

С группой младших школьников, обучающихся в гимназии, предварительно были проведены мероприятия, обусловливающие развитие мотивации достижения. Реализация социально психологических условий развития мотивации достижений учащихся была условно разделена на две части: развитие индивидуальной мотивации достижений и развитие коллективной мотивации достижений.

Группа учащихся общеобразовательной школы не была подготовлена специальным образом и выполняла в исследовании роль контрольной группы.

В качестве методики исследования использован полупроективный тест Х.Д. Шмальта[27], получивший название МД-решетка (решетка мотивации достижения), сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника.

Данный тест разработан для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации достижения. К настоящему времени можно говорить о существовании достаточно большого арсенала методических средств (известно 40 методик) для диагностики мотивации достижения. Это прежде всего проективные методы, созданные на основе ТАТ. Как известно, они требуют высокой психологической квалификации исследователя, специальной подготовки экспертов для контент-анализа текстов. Получили распространение и вопросники для измерения мотивации достижения. Вербальные стимулы (пункты) вопросников косвенно отражают индивидуальные особенности человека, ориентированного на достижение.

Стимульный материал теста Х.Д. Шмальта содержит 18 картинок-изображений и список из 18 утверждений соответствующей тематики. Введение рисунков повышает проективность метода и достоверность данных. Использование списка категорий-утверждений обеспечивает экономичность обработки.

Тест МД-решетка Х.Д. Шмальта был создан в середине 70-х годов. Теоретической основой теста является разрабатываемое начиная с работ Дж. Аткинсона представление о мотивации достижения. Мотив рассматривается как определенный теоретический конструкт, претендующий на эмпирическое соответствие. Мотив отражает устойчивые черты поведения личности. В основе концепции достижения лежит, как известно, представление о «ситуации достижения», которая характеризуется наличием некоторой задачи и качеством ее исполнения (результат может быть оценен как хороший или плохой).

Х. Хекхаузен перечисляет несколько условий, необходимых для актуализации мотивации достижения. При этом он помечает, что деятельность достижения фиксируется, если присутствует хотя бы одно условие. Он считает, что деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, который должен оцениваться качественно или количественно, причем требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими.

Страницы: 1 2 3 4


Интероцептивная экспозиция
Целью интероцептивной экспозиции является уменьшение боязни специфиче­ских физических ощущений путем повторной и систематической экспозиции к ним. Это достигается упражнениями, вызывающими ощущения, сходные с пани­ческими симптомами, например нагрузка на сердечно-сосудистую систему, вды­хание углекислого газа, вращение в кресле и гиперв ...

Теория взаимодействия
Помимо рассмотренной выше теории Р. Бейлза существуют и другие, объясняющие внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии являются: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что лю ...

Историко-методологические основы изучения гендерных аспектов брачного поведения
В настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных областях гуманитарных наук. Акцент на роли полов в развитии человечества, их символическом и семиотическом выражении в философии, истории, языке, литературе, искусстве обнажает новые аспекты развития социума, дает возможность глубже проникать в суть происходящ ...