Исследование условий развития мотивационно-потребностной сферы младших
школьников. Программа исследованияСтраница 2
Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным. Наконец, деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.
Х. Хекхаузен подчеркивает, что деятельность достижения нацелена на решение задач. Мотивация достижения «может включать конкуренцию с другими людьми, в чем-либо превосходящими ее обладателя. С другой стороны, индивид может быть главным образом заинтересован в установлении высокого стандарта выполнения и достигать его, преодолевая любые препятствия на пути к успеху. Таким образом, человек может придавать высоким результатам большее значение, чем престижу.
Мотивация достижения может иметь более или менее равномерное распределение по разным видам деятельности. Такой вариант распределения можно назвать генерализованным. Вместе с тем есть указание на изменяемость показателей мотивационных тенденций в зависимости от выделяемой сферы активности. Существуют индивиды, у которых высокие показатели мотивации достижения проявляются только в определенных видах деятельности. В связи с этим интенсивные характеристики дополняются показателями, определяющими уровень «генерализованности» мотивации достижения, — экстенсивными характеристиками.
Показатели достижений могут быть соотнесены с внешними стандартами, с внешне ориентированными критериями признания индивидуальных достижений социумом или с личностно принятыми субъектом критериями. Одним словом, ориентированность на внешние стандарты для актуализации мотивации достижения не обязательна. Это могут быть критерии качества, которые личностно приняты, автономны. Заданное требование соответствия стандарту качества (некоторому общему для всех показателю) здесь не исчезает. Но появляется возможность для выбора, с одной стороны, уровня стандарта, а с другой — критериев оценки.
Определенный стандарт может задаваться обществом, в то же время существуют такие нормы, которые человек задает себе сам. Мотивация достижения, таким образом, актуализируется в ситуациях, содержащих как автономные нормы, так и социальные.
Достигнутый результат можно также соотнести с критериями, вытекающими из природы задачи, решение которой может быть верным или неверным, а намеченный эффект может проявиться в большей или меньшей степени. Это так называемая предметная относительная норма. Критерии при этом могут быть привнесены другими или установлены самим человеком.
Таким образом, выделяются три вида норм достиженческой деятельности: предметные, индивидуальные относительные и социальные относительные нормы.
Модель рискового выбора Аткинсона является одной из первых попыток выделить и описать надситуативные и ситуативные факторы достиженческого поведения. Мотивация достижения представляет собой интегральное образование. В него входит мотивационная латентная установка, которая проявляется в конкретной ситуации и «обрастает» комплексом ситуативных переменных.
В интеграционной модели Аткинсона выделены две мотивационные тенденции — стремление к успеху, или надежда на успех, и избегание неудачи. Мотивационные тенденции являются сложными по составу: в них входят постоянные личностные диспозиции, или мотивы, ситуативные, непосредственные детерминанты поведения — вероятность и субъективная побудительность будущего успеха и неуспеха соответственно. С точки зрения Аткинсона, ситуация достижения актуализирует обе мотивационные тенденции, однако их соотношение в каждом конкретном индивиде различно. Модель Аткинсона получила развитие в рамках ряда когнитивных и динамических теорий.
Роль восприятия в процесс общения. Ошибки
восприятия
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению
Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. ...
Гнев, отвращение, презрение
Гнев, отвращение и презрение - различные фундаментальные эмоции. Они различны как по проявлениям, так и переживаниям. Человек может чувствовать себя раздраженным при гневе, переживать глубокое неудовольствие при отвращении и быть холодным и отстраненным при призрении. Однако в повседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся част ...
Особенности детей с проблемными формами отношения к
сверстникам
Мы рассмотрели некоторые, наиболее типичные формы конфликтного отношения ребенка к окружающим. Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей для воспитателя. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие с ...


