ЗаключениеСтраница 1
В исследовательской работе, тема которой «Развитие лидерских качеств у старших школьников» были рассмотрены в теоретической части работы по данному вопросу таких авторов Р. Крачфилд, Д.Креч, Г.Хоманс концепция «лидерства как функции группы».
«Теория лидерства как функции ситуации» Р.БеЙлс, Т.Ньюком, А.Харе рассматривали лидерство как сложный социально -психологический процесс группового развития.
Р.Крачфилд исходил из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, где лидер- это член группы с наибольшим статусом.
Р.Бейлс считал, что лидерство-это не только функция личности или группы, а результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. Выдвигает два типа лидеров эмоциональный и инструментальный.
Н.Жеребова показала, что специфическая сфера деятельности выдвигает своего ситуативного лидера.
Б.Парыгин определяет, что лидер это неофициальный руководитель в условиях специфической ситуации.
На основе существующих теорий анализа теоретических аспектов по вопросу понятие лидерства была поставлена цель исследовательской части работы - сформировать представление о личности лидера и определений набора тех или иных качеств, которые делают человека лидером.
На основании изученных материалов теоретическая часть перед практической составляющей работы, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза: уровень лидерских качеств старших школьников можно повысить, если способствовать формированию компонентов лидерских качеств.
Экспериментальное исследование по выявлению лидерских качеств данной социальной группы выявления черты личности, которыми должен обладать лидер, и про анализированные качества личности лидеров класса, что подтверждает данную гипотезу (черты личности способны влиять на становление статуса лидера и существует возможность для неотвергаемых повысить свой статус).
Итак, сделан обзор одной из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей данного класса, а затем проанализированы качества личности лидеров класса, выделенных с помощью социометрической методики. Тесты 16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал» показали, что лидерам класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали, лидерами. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только испытуемого класса, и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.
Результаты работы позволяют кое-что сказать о испытуемом классе.
Не только то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся в испытуемом классе. Это: высокий интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля, Т.е. установлены черты личности, которые способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему статуса «звезды» в классе. Таким образом, существует возможность для «отвергаемых» повысить свой статус. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Исследование может помочь ребятам лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк ответов к социометрическому тесту
Ф.И.О. |
Близкий друг |
Товарищ |
Вместе учится |
Только здороваться |
Не хочу здороваться |
Лена А. | |||||
Марина Б. | |||||
Олег С. | |||||
Ирина В. | |||||
Саша Б. | |||||
Катерина Л. | |||||
Ирина Ш. | |||||
Ольга Ш. | |||||
Мария Д. | |||||
Марина Т. | |||||
Игорь С. | |||||
Сергей Д. | |||||
Иван П. | |||||
Анна Г. | |||||
Степан И. |
Сказка о Сигме.
В одной маленькой стране жил грустный зверек, и звали его Сигма. Он был всегда один. Другие звери почти не замечали его или не хотели замечать. Сигма был не такой как все, может быть, поэтому на него не обращали внимания, или просто об этом никто не догадывался.
Сигма очень любил узнавать что-нибудь новое и делиться этим с другими. А д ...
Корреляционный анализ эмпирического материала
Для подтверждения гипотезы использовался метод корреляции Пирсона. Полученные данные, отражены в корреляционных плеядах, основу которых составляет тип отношения к болезни. Анализ корреляционных плеяд позволил выявить следующие взаимосвязи:
Ι. Для выборки детей со сколиозом.
1. Паронайяльный тип отношения к болезни положительно ко ...
Подготовка к проведению обследования
Вполне естественно, что углубленная диагностика как задача возникает перед психологом не внезапно. Существуют две ситуации, когда она становится необходима.
Первая – когда сам психолог в процессе наблюдения в естественной ситуации, анализа группового обследования (в том числе специально организованного наблюдения), в какой либо другой ...