Общая психологическая характеристика личности свидетеля, потерпевшего,
подозреваемого, обвиняемогоСтраница 2
Во вторую группу входят психические состояния, например: плохое, угнетенное настроение; рассеянность, вызванная недосыпанием; задумчивость; непроизвольно и навязчиво вспоминаемый образ, «стоящий перед глазами»; напряженность или растерянность при возникновении опасной ситуации; смущение и т. п. Психические состояния являются более длительными, чем психические процессы, но также преходящи.
В третью группу входят психические свойства или черты личности, под которыми понимаются устойчивые психические образования, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека5.
Все психические явления между собой взаимосвязаны. Эта взаимосвязь хотя и упрощенно, но наглядно показана на схеме (рис. 2), заимствованной нами у К. К. Платонова и Б. И. Адаскина6.
Психические процессы протекают на фоне тех или иных психических состояний и, повторяясь в ходе выполнения отдельных действий, способствуют формированию свойств личности.
Рис 2. Схематическое изображение взаимосвязи психических явлений
Так, особенности восприятия определяют наблюдательность, способность особым образом воспринимать предметы окружающего; от частого проявления соответствующих качеств внимания зависит внимательность; успешно проявляющийся процесс запоминания формирует свойства хорошей памяти; сложившиеся особенности мышления характеризуют ум человека; чувства определяют психическое состояние людей; упражнение волевых процессов развивает черты характера.
Взаимосвязи психических процессов, состояний и свойств личности могут проявиться и более сложно. Систематическое напряжение внимания в одном случае может вызвать состояние усталости и рассеянности, в другом способствует формированию выносливости как качества личности.
Таким образом, какой бы момент психической жизни свидетелей, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого мы ни анализировали, в нем всегда можно обнаружить три отмеченные выше стороны психики, выделить познавательные, эмоциональные и волевые процессы, которые, возникая в ходе деятельности личности, сами влияют на дальнейшее течение этой деятельности, побуждая к определенным действиям и поступкам. В деятельности человека возникают не только психические процессы, но и формируются психические свойства личности. Жизнь человека, его практическая деятельность создает его психический облик. Вот почему, зная проявление психических процессов и состояний, можно судить о психических свойствах личности, а разобравшись в этих свойствах личности, можно определить, как она себя вела или будет вести в тех или иных ситуациях. Следователь, зная, как жил и что делал тот или иной участник процесса, может понять, почему у него возникли те или иные потребности и интересы, сложились те или иные свойства его личности.
Чтобы правильно разобраться на допросе в поведении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и оценить его показания, надо проявления психических процессов, психических состояний и свойств конкретной личности изучать во взаимосвязи. Личность представляет собой структуру со своими элементами (свойствами и качествами). Эти элементы, будучи по-разному связаны между собой, образуют целостную личность, которая в свою очередь оказывает обратное влияние на них. Каждой личности присуща своя собственная, особая психологическая структура. Для изучения поведения людей, включенных в процесс расследования, и анализа их показаний перспективным представляется разработанная К. К. Платоновым модель личности, в основу которой положена концепция динамической функциональной структуры личности.
Согласно этой концепции все качества и свойства личности можно распределить на четыре подструктуры.
В первую подструктуру входят социально обусловленные качества, характеризующие направленность личности, отношения, морально-политические особенности.
Главным психологическим механизмом здесь выступает мотивация в форме влечения, желания, интересов, склонностей, стремлений. Объективным источником всех этих форм направленности являются потребности.
Мотивы оказывают большое влияние на проявление активности личности, в одних случаях мобилизуя ее духовные и физические силы, в других — сковывая ее потенциальные возможности.
Изучение взаимодействия в процессе наблюдения
Это изучение видимого взаимодействия, наблюдаемого поведения участников, партнёров по взаимодействию. При этом возможно использование определённых схем наблюдения, структурированных заданий, экспертных оценок, анализа продуктов конкретного взаимодействия и т.д. Существуют известные методы наблюдения, применяющиеся как в лабораторных усл ...
Теория взаимодействия
Помимо рассмотренной выше теории Р. Бейлза существуют и другие, объясняющие внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии являются: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.
Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что лю ...
Психоаналитические теории алкоголизации
С точки зрения психоаналитического направления влечение к алкоголю выступает как возврат к более ранним стадиям развития, к детским сексуальным переживаниям. Влечение к алкоголю выступает как средство защиты собственного «Я» от окружающего мира. Так, согласно одной из концепций, алкоголизм рассматривается как способ бегства от гомосексу ...


