Общая психологическая характеристика личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого
Страница 2

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Общая психологическая характеристика личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого

Во вторую группу входят психические состояния, например: плохое, угнетенное настроение; рассеянность, вызванная недосыпанием; задумчивость; непроизвольно и навязчиво вспоминаемый образ, «стоящий перед глазами»; напряженность или растерянность при возникновении опасной ситуации; смущение и т. п. Психические состояния являются более длительными, чем психические процессы, но также преходящи.

В третью группу входят психические свойства или черты личности, под которыми понимаются устойчивые психические образования, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека5.

Все психические явления между собой взаимосвязаны. Эта взаимосвязь хотя и упрощенно, но наглядно показана на схеме (рис. 2), заимствованной нами у К. К. Платонова и Б. И. Адаскина6.

Психические процессы протекают на фоне тех или иных психических состояний и, повторяясь в ходе выполнения отдельных действий, способствуют формированию свойств личности.

Рис 2. Схематическое изображение взаимосвязи психических явлений

Так, особенности восприятия определяют наблюдательность, способность особым образом воспринимать предметы окружающего; от частого проявления соответствующих качеств внимания зависит внимательность; успешно проявляющийся процесс запоминания формирует свойства хорошей памяти; сложившиеся особенности мышления характеризуют ум человека; чувства определяют психическое состояние людей; упражнение волевых процессов развивает черты характера.

Взаимосвязи психических процессов, состояний и свойств личности могут проявиться и более сложно. Систематическое напряжение внимания в одном случае может вызвать состояние усталости и рассеянности, в другом способствует формированию выносливости как качества личности.

Таким образом, какой бы момент психической жизни свидетелей, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого мы ни анализировали, в нем всегда можно обнаружить три отмеченные выше стороны психики, выделить познавательные, эмоциональные и волевые процессы, которые, возникая в ходе деятельности личности, сами влияют на дальнейшее течение этой деятельности, побуждая к определенным действиям и поступкам. В деятельности человека возникают не только психические процессы, но и формируются психические свойства личности. Жизнь человека, его практическая деятельность создает его психический облик. Вот почему, зная проявление психических процессов и состояний, можно судить о психических свойствах личности, а разобравшись в этих свойствах личности, можно определить, как она себя вела или будет вести в тех или иных ситуациях. Следователь, зная, как жил и что делал тот или иной участник процесса, может понять, почему у него возникли те или иные потребности и интересы, сложились те или иные свойства его личности.

Чтобы правильно разобраться на допросе в поведении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и оценить его показания, надо проявления психических процессов, психических состояний и свойств конкретной личности изучать во взаимосвязи. Личность представляет собой структуру со своими элементами (свойствами и качествами). Эти элементы, будучи по-разному связаны между собой, образуют целостную личность, которая в свою очередь оказывает обратное влияние на них. Каждой личности присуща своя собственная, особая психологическая структура. Для изучения поведения людей, включенных в процесс расследования, и анализа их показаний перспективным представляется разработанная К. К. Платоновым модель личности, в основу которой положена концепция динамической функциональной структуры личности.

Согласно этой концепции все качества и свойства личности можно распределить на четыре подструктуры.

В первую подструктуру входят социально обусловленные качества, характеризующие направленность личности, отношения, морально-политические особенности.

Главным психологическим механизмом здесь выступает мотивация в форме влечения, желания, интересов, склонностей, стремлений. Объективным источником всех этих форм направленности являются потребности.

Мотивы оказывают большое влияние на проявление активности личности, в одних случаях мобилизуя ее духовные и физические силы, в других — сковывая ее потенциальные возможности.

Страницы: 1 2 3


Выводы
В первой части работы мы рассмотрели основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста, основные принципы диагностической деятельности детского психолога. Рассмотрели понятие отклоняющегося развития как одну из основных категорий оценки психического развития ребенка. Рассмотрели основные положения проведения угл ...

Исследование особенности восприятия и отношения к телевизионной рекламе
Исследование проходило в несколько этапов. На данном этапе целью нашего исследования было определение отношения к телевизионной рекламе студентов технического и военного вуза (всего 75 человек - 40 юношей и 35 девушек, в возрасте от 17 до 20 лет), их восприятие рекламы. А именно: а) отношения к рекламе (нравится или нет); б) степень ...

Диагностические критерии МКБ-10
Основным признаком панических расстройств являются повторные приступы тяжелой тревоги (паники), которые не ограничиваются определенной ситуацией или обстоятельствами и поэтому непредсказуемы. Как и при других тревожных расстройствах доминирующие симптомы варьируют у разных больных, но общими являются неожиданно возникающие сердцебиение, ...