Общая психологическая характеристика личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого
Страница 3

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Общая психологическая характеристика личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого

На базе содержания первой подструктуры личности формируется система отношений человека к самому себе, другим людям, коллективу, обществу, труду, окружающим вещам. Эти отношения проявляются в процессе труда, общения с людьми, в быту.

Таким образом, первую подструктуру личности образуют такие особенности и черты, которые характеризуют поведение человека по всем параметрам его общественной и трудовой деятельности. Черты, включенные в эту подструктуру, приобретаются личностью в процессе воспитания.

Ко второй подструктуре относятся знания, умения, навыки и привычки, приобретенные личным опытом. Они формируются в процессе обучения и определяют подготовленность, культуру и уровень развития личности. Опираясь на количественные и качественные характеристики черт, входящих в эту подструктуру, можно судить о способности личности к определенной деятельности, об индивидуальных различиях в знаниях, навыках.

Третью подструктуру образуют черты личности, связанные с устойчивыми индивидуальными особенностями протекания ощущений, восприятия, мышления, чувств, воли, памяти, психомоторики. Эти черты формируются в процессе упражнения и лежат в основе сложных проявлений психической деятельности, обеспечивающих формирование показаний (наблюдательность, внимание, тип памяти и др.).

Четвертую подструктуру составляет совокупность биологически обусловленных качеств личности. К ним относятся проявляющиеся в темпераменте особенности высшей нервной деятельности, возрастные и половые свойства. Для формирования этих свойств достаточно тренировки.

Каждая из перечисленных особенностей своеобразно отражается в деятельности личности в процессе приема и передачи материалов показаний. Так, черты личности, входящие в третью подструктуру, влияют на тонкость и быстроту восприятия, длительность сохранения воспринятого; черты личности, входящие во вторую подструктуру, влияют на содержание восприятия, определяя его широту, глубину, систематичность; черты личности, входящие в четвертую подструктуру, определяют быстроту реакций, объективность (точность, обстоятельность) или субъективность (включение догадок, предположений) восприятия; черты личности, входящие в первую подструктуру, влияют на поведение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, на то, будет давать он ложные или правдивые показания, когда в уголовном деле затрагиваются его интересы.

Когда это не вызывается необходимостью, следователь изучает каждую из этих подструктур личности в общих чертах, поверхностно. Обычно только в ходе допроса обвиняемого и в конфликтных ситуациях допроса он более глубоко вникает в содержание структуры личности допрашиваемого, устанавливает взаимосвязи подструктур и наличие индивидуальных особенностей. Однако следует учитывать, что отдельные качества каждой из описанных подструктур могут быть и независимы от других свойств. Например, честным или нечестным, лживым или правдивым человек может быть с любым уровнем подготовки, типом памяти или темперамента. Качества памяти и внимания зависят не от моральных свойств, не от темперамента, а от упражнений.

Помимо знания свойств четырех подструктур для правильного анализа показаний и поведения личности, следователю надо уметь разбираться и в индивидуально-своеобразных сочетаниях существенных черт допрашиваемого, которые определяют особенности его характера.

Страницы: 1 2 3 


Индивидуально-психологическая характеристика экспериментальной группы подростков, изучающих иностранный язык в условиях билингвистической школы
В исследовании, как было сказано, принимало участие 20 учеников: Автору данной работы хотелось бы представить интерпретацию результатов тестов и опросников, о которых было рассказано в предыдущем параграфе, по каждому испытуемому. Янина Б. Любимый предмет – физика. Нелюбимый – немецкий язык. Английским языком Яне заниматься нравится, ...

Пути формирования учебной мотивации
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мот ...

Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте
Большинство современных ученых считают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматривают приспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонники стадиального развития считают, что в этом возрасте появляются новые структуры или образования, которые основываются на структурах и образованиях предыду ...