Общая психологическая характеристика личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого
Страница 3

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Общая психологическая характеристика личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого

На базе содержания первой подструктуры личности формируется система отношений человека к самому себе, другим людям, коллективу, обществу, труду, окружающим вещам. Эти отношения проявляются в процессе труда, общения с людьми, в быту.

Таким образом, первую подструктуру личности образуют такие особенности и черты, которые характеризуют поведение человека по всем параметрам его общественной и трудовой деятельности. Черты, включенные в эту подструктуру, приобретаются личностью в процессе воспитания.

Ко второй подструктуре относятся знания, умения, навыки и привычки, приобретенные личным опытом. Они формируются в процессе обучения и определяют подготовленность, культуру и уровень развития личности. Опираясь на количественные и качественные характеристики черт, входящих в эту подструктуру, можно судить о способности личности к определенной деятельности, об индивидуальных различиях в знаниях, навыках.

Третью подструктуру образуют черты личности, связанные с устойчивыми индивидуальными особенностями протекания ощущений, восприятия, мышления, чувств, воли, памяти, психомоторики. Эти черты формируются в процессе упражнения и лежат в основе сложных проявлений психической деятельности, обеспечивающих формирование показаний (наблюдательность, внимание, тип памяти и др.).

Четвертую подструктуру составляет совокупность биологически обусловленных качеств личности. К ним относятся проявляющиеся в темпераменте особенности высшей нервной деятельности, возрастные и половые свойства. Для формирования этих свойств достаточно тренировки.

Каждая из перечисленных особенностей своеобразно отражается в деятельности личности в процессе приема и передачи материалов показаний. Так, черты личности, входящие в третью подструктуру, влияют на тонкость и быстроту восприятия, длительность сохранения воспринятого; черты личности, входящие во вторую подструктуру, влияют на содержание восприятия, определяя его широту, глубину, систематичность; черты личности, входящие в четвертую подструктуру, определяют быстроту реакций, объективность (точность, обстоятельность) или субъективность (включение догадок, предположений) восприятия; черты личности, входящие в первую подструктуру, влияют на поведение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, на то, будет давать он ложные или правдивые показания, когда в уголовном деле затрагиваются его интересы.

Когда это не вызывается необходимостью, следователь изучает каждую из этих подструктур личности в общих чертах, поверхностно. Обычно только в ходе допроса обвиняемого и в конфликтных ситуациях допроса он более глубоко вникает в содержание структуры личности допрашиваемого, устанавливает взаимосвязи подструктур и наличие индивидуальных особенностей. Однако следует учитывать, что отдельные качества каждой из описанных подструктур могут быть и независимы от других свойств. Например, честным или нечестным, лживым или правдивым человек может быть с любым уровнем подготовки, типом памяти или темперамента. Качества памяти и внимания зависят не от моральных свойств, не от темперамента, а от упражнений.

Помимо знания свойств четырех подструктур для правильного анализа показаний и поведения личности, следователю надо уметь разбираться и в индивидуально-своеобразных сочетаниях существенных черт допрашиваемого, которые определяют особенности его характера.

Страницы: 1 2 3 


Структура расстройств в катамнезе больных с различной тяжестью состояния на госпитальном этапе
Как указывалось выше, для оценки исходов изучались такие показатели, как структура окончательных диагнозов, выраженность психических расстройств и параметры социальной адаптации на момент катамнестического исследования. Данные о структуре окончательных диагнозов у лиц с различной выраженностью расстройств при поступлении и выписке из с ...

Выводы
Изучение развития общения показало. 1. Комплекс занятий включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения. 2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярными детьми охотнее общаться. 3. Анализ литературных источников, предшествующий практической части раб ...

Тактика общения
Путешествие длиной в 1000 ли начинается с первого шага. Китайская пословица Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Если мы проанализируем свой прошедший день, то наверняка можем обнаружить, что в его процессе в общении были допущены какие-то просчеты или что-то получилось не так, как хотелось бы, хотя в стратегичес ...