Допроцессуальныи этап формирования материала показаний
Страница 1

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Получение, накопление и обработка информации.

Формирование материала будущих показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого на стадии получения, накопления и обработки информации начинается с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, именуемых в физиологии анализаторами. Процесс и результаты восприятия зависят как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего—конкретной личности, характеризующейся своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается.

Восприятие окружающих предметов представляет собой динамический процесс. Человек производит множество перцептивных (от лат. perceptio — восприятие) действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза при зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т д.

Акты человеческого восприятия связаны также с анализом и синтезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (дождь, туман и т. д.). Объект, увиденный издали, освещенный дневным или электрическим светом, меняется на глазах воспринимающего, когда тот приближается к нему. Наблюдатель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе представлений от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.

Цвет, звуки, запахи, формы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой в зависимости от установок, внимания личности. Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, а установка облегчает восприятие объектов.

Сложность формирования материала показаний заключается и в том, что в акт восприятия включаются ранее сложившиеся у субъектов представления о предметах такого рода и накопленные знания о них.

Предметом допроса обычно являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний воспринимается изолированно от тех предметов и событий, которые не относятся к предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сигналами из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том, что происходит вокруг, понимать назначение воспринимаемых объектов дает человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. В процессе восприятия предметов и явлений весь комплекс чувственных впечатлений от них синтезируется с уже имеющимися у лица представлениями о подобных вещах и выступает в сознании как единый процесс восприятия данного объекта.

Восприятие человеком любого предмета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с омысливанием, истолкованием увиденного независимо от того, будет ли восприятие длительным или мгновенным.

Проявление единства этих процессов П. М. Якобсон описывает следующим образом: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей или сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой в их отдельности или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами»1. Такими ориентирами могут выступать характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Люди обычно не осознают все звенья процесса восприятия, например характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. п. Вследствие того, что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры и т. д., процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Темперамент и деятельность. Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной ...

Теоретико-методологические аспекты исследования руководства
По мере усложнения условий среды фирма вынуждена, прежде всего, заботится о гибкости и адаптивности своих внутрифирмовых структур. В этих условиях возрастает роль компетентного руководителя и значение человеческого потенциала организации. Остановимся, прежде всего, на двух существенных, для темы нашего исследования, понятиях «руководст ...

Теория взаимодействия
Помимо рассмотренной выше теории Р. Бейлза существуют и другие, объясняющие внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии являются: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что лю ...