Допроцессуальныи этап формирования материала показаний
Страница 2

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Осмысливание и истолкование происходит более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий мысленно, иногда даже вслух, рассуждает о том, что видит. Такое отражение действительности, если только мышление не является неверным, делает формирование показаний более продуктивным.

В восприятиях будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы). Процесс возникновения иллюзии имеет свои закономерности. Иллюзии проявляются:

· вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п.;

· из-за ложного суждения о видимом: обман здесь наступает при неправильном осмысливании зрительного образа;

· вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых особых свойств различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов). Возможны некоторые искажения зрительных ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей2.

На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (эмоции). Одни события человека волнуют, другие—оставляют его безразличным; одних людей он любит, других — ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими или поверхностными, положительными или отрицательными, продолжительными или кратковременными. Различаются они также и по степени осознанности. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение. Функция чувств (эмоций) заключается не в извращении информации, получаемой органами чувств. Будучи органически связаны с процессом познания, они являются соответствующим эмоциональным откликом на самые различные явления действительности. Чувства выполняют как сигнальную функцию, информируя о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека, так и регулятивную функцию, управляя дальнейшим ходом восприятия.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные сильные эмоциональные реакции.

Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность. Напряженность, именуемая еще английским словом «стресс», возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные для личности решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: он плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других—менее заметной и короткой.

Растерянность, или, как еще ее называют по-английски, «фрустрация» (буквально означает уничтожение замысла, расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Н. Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи3. В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции — производны»4.

Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха: стеническая форма страха (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма страха, протекаемая кратковременно и в таких состояниях, как оцепенение, дрожь, нецелесообразные поступки; стеническое возбуждение— поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Заключение и рекомендации
В результате проведенной коррекционной работы были выполнены поставленные задачи по расширению объема внимания и повышению его устойчивости. Таким образом, поставленная цель была достигнута. Данная коррекционная программа является эффективной для развития свойств внимания в подростковом возрасте. Испытуемому были даны рекомендации по ...

Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств
Целью контрольного этапа нашего экспериментального исследования было путем повторной диагностики проявления лидерских качеств у учащихся проверить эффективность занятий по развитию лидерских качеств у старших школьников. Для проведения диагностики мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе. В результате данной диагно ...

Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным н ...