Допроцессуальныи этап формирования материала показаний
Страница 5

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Следователю необходимо учитывать индивидуальные характерологические особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: в зависимости от бодрого, жизнерадостного, оптимистического или пессимистического склада личности при прочих равных условиях одни бывают склонными к запоминанию приятного, а другие — неприятного6.

Восприятие и запоминание события преступления потерпевшим и обвиняемым имеют .свои особенности. Наше представление о том, что сила и яркость раздражителя, обеспечивающие в обычных условиях восприятия четкость и прочность запечатления, не всегда верны по отношению к потерпевшему и обвиняемому. Чрезмерно сильные впечатления не только подкрепляют, но и при определенных ситуациях ослабляют или полностью глушат то, что запечатлено.

На запоминание материала, воспринятого свидетелем, потерпевшим, обвиняемым, обычно оказывает влияние их последующая деятельность. Впечатления могут забываться полностью или частично под влиянием яркого и сильного воздействия другого, последующего явления, интенсивной умственной работы или обилия новых впечатлений. Опасность смещения восприятии, подмены части информации, полученной из одного источника, сведениями из другого источника увеличивается, если эти впечатления сходны.

Таковы, вкратце, основные закономерности формирования материала правдивых показаний в допроцессуальной стадии.

Создание ложной информации.

Ложь — это в отличие от заблуждения умышленное искажение действительности в знании7. Допрашиваемый, не желающий давать правдивые показания, наряду с той информацией, которую он воспринял я сохранил в памяти, заблаговременно сознательно формирует и старается запомнить «легенду», т. е. ложную информацию.

Ложь, как и правдивые суждения, имеет свои специфические закономерности. «Ложь,— писал А. Р. Лурия,— как всякое мышление, построенное по другому принципу, имеет свои формы, свои правила, свои приемы. Человек, который лжет, прибегает всегда к определенным законам мышления, к определенным формам логики»8. Видов лжи очень много, но они поддаются классификации. В зависимости от того, в какой мере действительность, интересующая следователя, подвергается искажению, ложь бывает двух видов — частичной и полной.

Полная ложь в свою очередь может состоять сплошь из вымысла или целиком из реальных фактов, не относящихся к делу. Частичная ложь создается следующими приемами:

· опущение, т. е. исключение, отдельных элементов события;

· дополнение факта вымышленными элементами;

· дополнение факта реальными элементами, не относящимися к исследуемому событию;

· замена отдельных элементов события вымышленными деталями;

· замена отдельных, элементов реальными, но не относящимися к данному событию.

Содержательная сторона лжи определяется мотивами (причинами), которые порождают ложь, способностями человека, его индивидуальным опытом, а также степенью информированности о факте, относительно которого создается ложь. Субъект, лучше осведомленный об обстоятельствах расследуемого дела, имеет возможность переплетать правду и ложь и разыгрывать искренность. Для распознавания и разоблачения лжи следователю нужно знать мотивы, которые привели допрашиваемого к даче ложных показаний. К числу мотивов (причин), которые могут побуждать свидетеля к ложным показаниям, относятся:

· личная заинтересованность (опасение ответственности, боязнь разглашения интимных связей, дискредитации себя и своих знакомых, корысть, месть, стыд и т.п. );

· характер взаимоотношений с обвиняемым или потерпевшим (обида, соперничество, месть, родственные, дружественные или враждебные отношения);

· воздействие со стороны заинтересованных лиц, которые побуждают его к ложным показаниям путем подкупа, угроз, уговоров и т.д. ;

· переживаемое психическое состояние в связи с допросом (боязнь мести, враждебного отношения со стороны обвиняемого, потерпевшего или его родственников; служебное или иное зависимое состояние от обвиняемого или потерпевшего; чувство сострадания к обвиняемому, потерпевшему или их семьям, нежелание ухудшать положение обвиняемого, стремление оказать ему поддержку и т.п.);

· понимание допроса как обременительных обязанностей, как нежелательной процедуры, связанной с потерей времени; боязнь повторных вызовов и судебной волокиты; утрата всякого интереса к делу;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Нечестные приемы
С использованием в споре вопросов и ответов связаны некоторые нечестные приемы, к которым прибегают для того, чтобы сбить противника с толку. К ним относится прием, называемый ошибкой многих вопросов. Оппоненту одновременно задают несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа "да" или "нет&qu ...

Характеристика контингента больных
В ходе проведения работы изучен катамнез 116 человек, которые в период 1990 – 2000 гг. были уволены из Вооруженных Сил в связи с психическим заболеванием, а на момент увольнения проходили службу по призыву. Все обследованные – лица мужского пола, средний возраст которых на момент увольнения составил 19.9 + 1.7 лет, а на момент обследова ...

Особенности поведения детей из детского дома
Результаты наблюдения за свободным взаимодействием детей, живущих в семье и в детском доме, выявили серьезные качественные и количественные отличия. В первую очередь для детей, растущих в детском доме, характерно равнодушное и даже пренебрежительное отношение к сверстникам. Они как бы не видят и не слышат друг друга. Если в детском саду ...