Процессуальный этап формирования показаний
Страница 1

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Процессуальный этап формирования показаний

Словесное оформление и передача информации допрашиваемым, прием и переработка ее следователем — таково содержание этого этапа.

Процессуальный этап формирования показаний начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процесса изложения на допросе ранее воспринятой информации свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств.

Известно, что в памяти человека запечатленный материал содержится в различной готовности к воспроизведению. Помимо той части информации, для воспроизведения которой достаточно только намерений лица (актуальный слой запечатления), память содержит и такую часть информации, которая для воспроизведения нуждается в применении определенных приемов (латентный слой запечатления).

Для воспроизведения актуального слоя запечатления достаточно предложения следователя рассказать все известное по делу или дать показание по существу предъявленного обвинения (ст.ст. 150. 168 УПК РСФСР). Речь следователя по принципу условного рефлекса вступая в закономерную связь с процессами, обеспечивающими воспоминание допрашиваемого, приводит к воспроизведению нужной информации.

Мысленное воспоминание факта, события (отдельные элементы воспроизведения) имеет место обычно до вызова лица на допрос. Как уже говорилось, будущий субъект допроса еще на ранних стадиях формирования показаний осмысливает воспринятую информацию, систематизирует, обобщает ее, выясняет связи и отношения и т. д. Сложные явления жизни, продолжавшиеся на протяжении более или менее длительного периода, в процессе восприятия подвергаются еще более сложной переработке: осмысливается каждое накопленное новое сведение и его связь с предыдущими сведениями. Нередко образы воспринимаемого сами по себе или по ассоциации непроизвольно всплывают в сознании будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Иногда же человек произвольно восстанавливает их в памяти, чтобы проанализировать совершившееся, чтобы рассказать о случившемся своим близким, знакомым. Поиск информации в памяти может начаться и с момента получения повестки на допрос, когда вызываемый, задумавшись о событиях, по поводу которых его могут допрашивать, советуется с близкими, приятелями.

Все это облегчает воспроизведение информации во время допроса, актуализируя запечатленное в памяти. Физиологической основой деятельности воспроизводящего информацию свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого является совместная работа первой и второй сигнальных систем. Правильное соотношение названных двух систем обеспечивает безошибочное воспроизведение воспринятого. Воспроизведение сохранившейся в памяти информации допрашиваемым, рассказывающим правду, не является механическим повторением, простой репродукцией воспринятого. Воспроизведение сопровождается скрытым или явным осмысливанием, переработкой материала, и это может повлечь за собой некоторые отступления от того, что в свое время было воспринято.

А. А. Смирнов называет следующие формы возможных отступлений: 1) обобщение или «сгущение» того, что в подлиннике дано в конкретной, развернутой, детализированной форме; 2) конкретизация и детализация того, что дано в более общем, сжатом виде; 3) замена одного содержания другим, равнозначным по смыслу, а также по степени общности и детализации; 4) смещение или перемещение отдельных частей подлинника; 5) объединение того, что дано отдельно от другого, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; 6) дополнения, выходящие за пределы подлинника; 7) искажение смыслового содержания оригинала в целом, равно как и его отдельных частей.

Из всех названных форм отступления от подлинника по своему существу только одна (последняя) является искажением воспринятого материала. Возможны искажения в таких формах изменения, как дополнение, смещение и перемещение, а также объединение и разъединение. Остальные формы изменений: обобщения и «сгущения», концентрация и детализация, замена содержания текста рассказчиком — в принципе не искажают смысла подлинника1.

В психологии изменения, которым подвергаются запечатленный и затем воспроизводимый материал, называются реконструкцией. Реконструкция, хотя и не является полной репродукцией, правильно отражает то, что фактически имелось в воспринятом материале, она не изменяет и основной смысл оригинала, а допускающиеся отклонения от материала логически оправданы. Когда же изменения приобретают характер искажения, то это именуется деформацией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основные направления изучения личности руководителя в процессе профессионального роста
Сложившаяся ситуация в стране, характеризующаяся, на первый взгляд, экономической неразберихой, политической нестабильностью, отсутствием правовой основы и эрозией культурных ценностей, тем не менее впервые открывает возможности для человека мыслящего, человека разумного. Созданы условия для реализации людьми своих идей. Именно они стр ...

Метод исследования.
Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики, тесты, наблюдения. Для изучения уровня проявле ...

Теоретическая часть. Образ и сознание
В самом общем виде сознание можно охарактеризовать как человеческую способность субъективного (внутреннего духовно-интеллектуального) усвоения внешнего мира и самого себя. Непосредственный контакт с внешним миром человек осуществляет с помощью чувств. В результате этого контакта в его сознания возникает образ какого-либо объекта - фраг ...