Процессуальный этап формирования показаний
Страница 4

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Процессуальный этап формирования показаний

В высший уровень владения словом входит активный словарный запас, т.е. слова, которые свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый может свободно воспроизводить. Они в свою очередь разделяются на слова, легко и свободно используемые в беглой, устной речи, и на слова, используемые главным образом в письменной речи, когда допрашиваемый собственноручно излагает показания в протоколе допроса. Существует и более низкий уровень знакомства со словами —теми, которые свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый может припоминать с помощью следователя (специальная терминология, слова на другом языке, жаргонные и др.). И, наконец, самый низкий уровень - это слова, услышанные, но ранее незнакомые допрашиваемому. Они могут быть также воспроизведены, если допрашиваемому будет оказана помощь в их воспроизведении.

В словесной характеристике некоторых явлений, предметов имеются свои трудности. «Многое из области психологических переживаний вообще с трудом вербализуется, т. е. переводится в речевые формы, с другой стороны, часто даже простые и обыденные процессы оказываются совершенно недоступными для речевого оформления (например, пытаться выразить в словах процесс завязывания узла и т.п.). Именно в силу этого облечение воспоминания в словесные формулы часто извращает эти воспоминания и толкает на ложное понимание отчета»8.

Правильная словесная характеристика той или другой особенности предмета, явления нередко зависит от наличия специальных знаний и соответствующей терминологии. Так, иногда сложно выразить оттенки цвета, точно охарактеризовать формы предметов, силу запаха и т. д.

В тех случаях, когда допрашиваемый употребляет такие общие оценочные прилагательные, как «белый — черный», «большой—маленький» и т. п., то для получения правильных показаний следователю необходимо добиться их уточнения, детализации. Если же допрашиваемый пользуется понятиями, обозначающими расстояние, время, силу запаха, то следует выяснить, что он вкладывает в их содержание. Гораздо труднее допрашиваемому правильно описать внешность человека, особенно черты лица. Эксперименты А.А.Бодалева показали, что в подавляющем большинстве случаев мнения людей не совпадают, когда они характеризуют цвет глаз, волос человека, форму его лица, величину лба, рта и т д.9.

При воспроизведении какого-либо события всегда имеет место узнавание. В данном случае мы имеем в виду не узнавание предмета или человека при повторном восприятии во время опознания, а узнавание допрашиваемым воспроизводимого им материала на допросе.

Воспроизведение факта, явления, которое не сопровождается чувством узнавания, не будет осознаваться как воспоминание. От того, какова степень узнавания сообщаемых сведений, зависит и точность, правильность показаний10. Узнавание бывает различной степени—от слабого чувства знакомства с воспроизводимым материалом до полной уверенности в его точности. Именно этим объясняется проявление уверенности или неуверенности допрашиваемого в том, что он рассказывает следователю. Необходимо отметить, что самооценка свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым показаний не всегда может соответствовать действительности. Практике известны случаи, когда показания, точность которых первоначально не вызывала сомнений, впоследствии оказывались ошибочными. Узнавание иногда создает иллюзию достоверного знания, вызывает ложную уверенность в прошлом запоминании материала, внешности человека, приводя к добросовестному заблуждению.

Поэтому в ходе допроса нужно уметь разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях ее процессов, т е в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой—в особенностях содержания памяти, т е в том, что запоминается. Эти две стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, точности, объеме, прочности запоминания (длительности сохранения) и готовности (быстроте) к воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни и воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теоретические проблемы исследования. Базовые понятия проблемы исследования
Люди по разному относятся к окружающему миру – к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющие не сумму отдельных особенностей данного ...

Развитие креативности средствами интерпретации. Организация экспериментального исследования
Для проверки выдвинутой гипотезы об эффективности интерпретационной деятельности для развития креативности студентов я организовала экспериментальное исследование. Исследованием было охвачено 45 студентов трех курсов разных факультетов. В качестве экспериментальной группы выступали 15 студентов от каждого курса. Первоначально был произ ...

Общение
В последние десятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логическим центром” психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, пок ...