Процессуальный этап формирования показанийСтраница 3
Указанные свойства кратковременной и долговременной видов памяти имеют значение для следственной работы. Немалую трудность при допросе следователь испытывает, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый забыли какие-либо нужные обстоятельства и возникает задача помочь допрашиваемому восстановить забытое.
Используя закономерности функционирования механизмов памяти, следователь с помощью тактических средств воздействия помогает переносу информации, сохраняемой в памяти допрашиваемого, из механизмов долговременной в кратковременную и тем облегчает ему правильное воспроизведение забытого.
Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. 3абывание—явление физиологически вполне нормальное. Вовсе необязательно чтобы свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый постоянно держал в памяти образы того или иного человека, предмета, связанные с каким-то преступлением, непрерывно думал о них Как уже говорилось, переход информации от механизмов кратковременной памяти в долговременную есть простейший вид забывания временное забывание Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то продуктивное мышление практически было бы невозможным. Человек усилием воли каждый раз извлекает из долговременной памяти только ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Движение мысли, пишет А. Н. Лук, — та нить, которая переводит необходимую информацию из длительной памяти в оперативную»6. Таков механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.
Однако следует отметить, что восстановление в памяти каких-либо событий, т. е переход информации из долговременной памяти в оперативную, не всегда проходит гладко Допрашиваемый иногда не может вспомнить необходимые сведения Означает ли это, что они безвозвратно забыты? На такой вопрос ученые отвечают по-разному. Одни утверждают, что нормально функционирующий мозг удерживает и сохраняет весь жизненный опыт индивида, что трудность только в невозможности их произвольного воспроизведения По мнению других, часть информации не сохраняется в памяти человека, забывается абсолютно. Не вникая в суть этого спора, отметим только одно важное для нас научно доказанное положение: память хранит больше сведений, чем воспроизводит. Поэтому следователь должен помочь свидетелю, потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому путем искусно примененного воздействия правильно воспроизвести максимально полные сведения об интересующих следствие обстоятельствах.
Люди легко и быстро забывают сведения, которыми они в повседневной жизни редко пользуются, не освежают их в памяти. Но наблюдаются случаи, когда и многократно воспроизводившиеся материалы забываются и, несмотря на усилия человека, не припоминаются сразу. Подобные «осечки» памяти не являются отклонением от нормы, ибо они довольно часто, а иногда и быстро проходят. В этой связи совершенно правильна рекомендация, содержащаяся в нашей литературе, относительно того, что в необходимых случаях нужно либо давать напутствия допрошенному свидетелю, потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому, сообщать дополнительно то, что он вспомнит после допроса, либо произвести через определенное время повторный допрос. Следователь не должен терять надежду и в том случае, если даже какое-то обстоятельство допрашиваемому покажется безвозвратно забытым, ибо это психологически демобилизующе действует на последнего. Побуждая допрашиваемого к активной мыслительной работе и мобилизации волевых усилий, можно добиться припоминания забытого.
Сохраняя в памяти и воспроизводя информацию, допрашиваемый, как и любой человек, стремится перейти на алфавит собственного языка и уподобить ее приобретенному опыту. Словарный запас человека составляет в среднем 15—16 тыс. слов, в то время как словарный запас русского языка около 100 тыс. слов. Поэтому, переведя запоминание на собственный алфавит, человек почти в пять раз уменьшает длину воспринятого материала, за счет чего облегчает себе запоминание7.
Применительно к практике допроса у человека можно выделить несколько уровней владения словом.
Внимание как фактор успешной учебной деятельности.
«…Внимание есть именно та дверь,
через которую проходит все,
что только входит в душу человека
из внешнего мира».
К.Д. Ушинский.
Внимание– это психический процесс (психическое состояние), сущностью которого является направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете, действии, процессе или явлении.
Человек направ ...
Уровневая оценка психического состояния
Заключение об уровне (выраженности, тяжести) психических расстройств формулировалось на основании экспертной (врачебной) оценки. Уровневая диагностика осуществлялась с помощью "Шкалы обобщенной оценки функционирования" (Global Assessment of Functioning Scale, "GAF"), приведенной в приложении 2 (Рустанович А.В., Фроло ...
Появление методов психодиагностики
Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX – начало XX века. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на к ...