Процессуальный этап формирования показаний
Страница 2

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Процессуальный этап формирования показаний

Реконструкция и деформация показаний обусловливаются интересом свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого к воспринятому материалу, степенью понимания его содержания, объемом. Они могут объясняться также недостаточной четкостью и ясностью восприятия или речевой передачи материала тем, от кого допрашиваемый его принял. Следовательно, реконструкция и деформация могут иметь место в показаниях как добросовестного, так и недобросовестного лица. Деформация в показаниях недобросовестного допрашиваемого может иметь место и тогда, когда он неосознанно искажает воспринятое, вызывая ложное воспоминание. Во всех подобных случаях допрашиваемый нуждается в помощи следователя в припоминании и правильном воспроизведении подсознательно деформированного материала.

К латентному слою запечатления, помимо временно забытой информации, относится и та часть сведений, которая воспринята на уровне первой сигнальной системы. Воспроизведение образов предметов и явлений, воспринятых на уровне первой сигнальной системы, происходит не сразу, с трудом, а порой образы вовсе не воспроизводятся. Это объясняется тем, что в свое время тому, что воспринималось, не придавалось значения: оно не было связано с речью. Воспроизведение же подвергавшихся осмысливанию и связанных с речью фактов, вещей, воспринятых на уровне второй сигнальной системы, происходит обычно быстрее и легче2.

Воспоминание и припоминание—процессы, не изолированные друг от друга. Между ними существует двусторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой—оно оказывается его результатом3. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе Не случайно в ст. ст. 150, 158, 161 УПК РСФСР рекомендуется начинать допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти.

Отсюда важный тактический вывод не следует без крайней надобности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.

По длительности сохранения воспринятого память бывает двух видов кратковременной и долговременной, механизм которых совершенно различен. При наблюдении какого-то явления информация вначале поступает в блоки кратковременной памяти, оттуда может перейти в блоки долговременной памяти и сохраняться неопределенно долго. Переход информации из долговременной памяти в кратковременную есть процесс воспроизведения информации4. Считают, что кратковременная память связана с циркуляцией импульсов по замкнутым нервным путям, т. е с реверберирующим (от лат. reverberate—отражать) кругом возбуждения.

Продолжение реверберации в течение длительного времени (30—50 мин.) вызывает стойкие круги структурных изменений в нервных клетках мозга, которые являются механизмом долговременной памяти.

Мы на несколько минут можем легко запомнить номер телефона или номер автомашины и затем забыть его, машинистка при печатании удерживает в памяти небольшие отрывки текста до тех пор, пока печатает. Это результат функционирования оперативной памяти, выделяемой из кратковременной памяти, поскольку информация, хранящаяся в ней, не часто используется. Тот же номер телефона или автомашины, если мы будем пользоваться им более продолжительное время, закрепляется в нашей памяти (реверберация). Таким образом, реверберация—это переход информации из кратковременной в долговременную память. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется процессом консолидации, т. е. закрепления, после которого обычно наступает временное забывание воспринятого. Если потерпевший или лицо, совершающее преступление, во время протекания этого процесса получило механическую травму головы, то консолидация может нарушиться, и он забывает события, непосредственно предшествовавшие получению травмы. Если же процесс консолидации завершился, то информация удерживается в памяти долго и никакие воздействия не могут ее искоренить. Даже охлаждение организма до очень низких температур не приводит и забыванию запечатленного5.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Кризис семи лет. Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн ...

Женщина и Мужчина: два пути к одной цели
Женщины и мужчины - существа разные. И эта разница настолько существенна, что в отличие от любых других особенностей, по которым общество классифицируют отдельных своих членов - национальность, религия, политические убеждения, социальное положение, видна невооруженным глазом. Тем не менее, для подавляющего большинства и женщин и мужчин ...

Отрасли психологии.
Совр психология представляет собой широко разветв­лённую область знаний. Традиционно в качестве от­раслей психо­ло­гии вы­де­ляют:1)педагогическая – осо­бенно­сти обуче­ния и воспитания 2) дет­ская – изу­че­ние пси­хики детей раз­ного возраста 3)психология труда – изу­чение псих. особен­ностей труд. деят-ти с целью её рацио­нали­зации, ...